равенна - 22 июня 2016 - Карина Мамалыго
Первой постройкой, относящейся ко времени правления Теодориха, стал Арианский баптистерий, возведенный рядом с древней церковью Вознесения Христова, называвшейся Basilica Ursiana, по имени ее основателя архиепископа Урса. Базилика была сооружена на рубеже IV—V вв. и не дошла до наших дней. Ныне на месте церкви Вознесения возвышается кафедральный собор Св. Духа (Duomo dello Spirito Santo), спроектированный архитектором Джанфранческо Буонамичи в 1743 г.
Желая подчеркнуть обособленность арианской общины, Теодорих возвел новую крещальню, во многом ориентируясь на предшествующую постройку. Архитектурный план здания повторяет план Неонианского баптистерия: октагональное здание с восемью окнами, расширенное четырьмя аркосолиями. Однако мозаиками украшены только скуфья и свод купола, во многом следуя иконографической схеме баптистерия Православных. Подобно мозаичному убранству неонианской крещальни, в скуфье на золотом фоне расположена сцена «Богоявления», но ее композиционные и стилистические принципы иные: жесткая симметрия и схематичность изображения отдаляют это искусство от роскоши и сочности поздней античности. Стиль «варваризируется», наводя на мысль о возникающих истоках более поздней романской школы.
Центральной фигурой композиции является отрок Христос, по правую и левую руку от него почти симметрично представлены Иоанн Предтеча и аллегория Иордана. В своде купола прямо над главой Спасителя и голубем (Св. Духом), извергающим из клюва воду крещения, представлена Этимасия — престол уготованный с возвышающимся на нем золотым крестом. Это один из центральных образов христианской иконографии, напоминающий о грядущем Пришествии и его символической связи с Крещением как начале спасения. К Этимасии обращены апостолы Петр с ключом от райский врат и Павел, покровенными руками держащий свиток с посланиями.
За ними следуют апостолы с венцами в руках, готовые воссесть на престолы, чтобы судить живых и мертвых. Они облачены в белоснежные одеяния («оделся светом яко ризою», Пс.103:2), участвуя в процессии, происходящей в идеальном пространстве небесного города—храма—сада, символически данного в виде сияющего золотого фона с зеленым поземом и райскими плодоносящими деревьями, разделяющими фигуры апостолов.
Copyright © Next Asset Srl - P. Iva 03167241201