Архиепископская капелла

cupola del battistero Neoniano

равенна - 22 июня 2016 - Карина Мамалыго

 

 

На первом этаже Архиепископского дворца  разместился небольшой  музей,  в его нескольких залах представлены сокровища из древних  равеннских церквей.  В первом  помещении  можно полюбоваться  фрагментами мозаик  в классическом  византийском стиле  XII в.,  снятыми со стен  апсиды разрушенной  в 1733 г.  церкви  Вознесения Христа, возведенной архиепископом Урсом  (Basilica Ursiana) ,—  «Богоматерь Оранта» и «портреты» апостолов.   В  следующих  залах представлены   древние мраморные саркофаги и резные панели,  а в последнем помещении  экспонируется настоящий шедевр прикладного искусства — резной трон  Максимиана  слоновой кости,  по преданию подаренный архиепископу Равенны самим императором  Юстинианом.

 

 

 

купол баптистерия Неона

Купол Баптистерия Неона

В архитектурный комплекс дворца входит  древняя Архиепископская капелла,  иначе именуемая Ораторием Святого Апостола Андрея (Oratorio  di  Sant’Andrea). Это самый маленький из древних равеннских храмов,   украшенный великолепными мозаиками в   495—520  гг.  при архиепископе  Петре II. Гармония   архитектурного  облика и  идейного содержания  стенописей,  достигнутые при создании  этой  церкви,  в будущем   определит направление,  которым  станет  следовать  византийское искусство.  Постройка  выполнена в форме  греческого креста с небольшим прямоугольным атриумом, перекрытым бочковым сводом;  свод украшен мозаичными лилиями и птицами,  а стены покрыты поэтическими латинскими надписями в технике фрески, копирующими более древние мозаичные надписи,  которые восхваляли  красоту  храма.  Перед нами пример «экфразиса»,  который в более позднее время распространится в византийской культуре. 

 

 

 

 

 В люнете над входом представлен  редчайший иконографический тип «милитарис»:  юный Христос  Эммануил  в одеждах римского воина с наброшенным пурпурным плащом,  крестом в  руке и сияющим ореолом вокруг головы, попирает  льва и василиска. (Пс. 90:13).  По преданию, такое изображение имело охранительное значение: Христос—Воин защищает свою Церковь. Внутри капеллу перекрывает высокий свод, опирающийся на арки.  В своде изображены четыре ангела, несущие хризму,  и символы четырех евангелистов;  склоны северной и южной арок украшены клипеями  мучеников,  фланкирующих хризмы на замковых камнях;  в восточной и  западной  арках   замковый камень «укреплен» образом  Христа  Эммануила в мандорле, окруженный портретами  шести апостолов. В  конхе апсиды  на лазуритовом фоне с золотыми звездами возвышается золотой крест,  осеняющий  Вселенную.

 

 

 

 

Равенна Часовня Святого Андрея

Часовня Святого Андрея в Равенне

Карта

СЕТЬ
×