равенна - 23 июня 2016 - Карина Мамалыго
Последним шедевром византийского искусства в Равенне стала базилика Святого Аполлинария в Порту (Basilica di Sant’Apollinare in Classe). Городок на Адриатическом побережье Civitas Classis (буквально «Портовый город») принимал прибывших на кораблях матросов и путешественников. Именно в этом порту в начале I в. пришвартовалось судно из Антиохии, с которого сошел на берег Св. Аполлинарий, бывший христианином. Он основал на этих землях общину и стал ее первым епископом, принял мученическую смерть и был погребен на кладбище за стенами городка. Именно над его гробницей в 536 г. архиепископ Равенны Урсицин возвел прекрасную базилику на средства верного византийцам банкира Юлиана Аргентария. Церковь была освящена в 549 г. архиепископом Максимианом.
Архитектурный замысел представляет собой гармоничное завершение идей, заложенных в плане церкви Св. Аполлинария Нового: трехнефная базилика с пониженными боковыми нефами, с поперечным нартексом, прорезанными тройными аркадами, с гладкими фасадами, буквально испещренными окнами. С северной стороны от портала в Х в. возведена круглая башня—звонница с рядами просторных окон с одним, двумя и тремя проемами.
Внутреннее пространство базилики залито светом, проникающим из многочисленных окон; центральный неф расширяется еще больше, боковые нефы сузились, стремясь слиться с центральным нефом посредством еще более просторных арок. Колонны, изваянные из прекрасного проконесского мрамора, стали еще тоньше и невесомей, благодаря мощным импостам и крупным мраморным резным пьедесталам. Природный волнистый рисунок колонн вторит кружащемуся ритму арок. Обширная апсида и триумфальная арка базилики украшены разновременными мозаиками, датируемыми VI—XI вв.
Уникальна аллегорическая композиция VI в. «Преображение Христа на горе Фавор», расположенная в своде конхи апсиды: Спаситель изображен в виде золотого креста на фоне небесной сферы, расцвеченной золотыми звездами; в средокрестии представлен образ Пантократора в золотой мандорле, сверху видна благословляющая рука Господа; сферу фланкируют пророки Моисей и Илия; ученики Христа Петр, Иаков и Иоанн представлены в образе белоснежных райских агнцев. Удивителен образ Св. Аполлинария в райском саду, благословляющего верных: согласно исследованиям Дж. Бовини, изображение св. епископа буквально иллюстрирует текст проповеди Петра Хрисолога, посвященной Св. Аполлинарию: «Qui vivit, ecce ut bonus Pastor suo medio assistit in grege” («Здесь живет он, здесь стоит как добрый пастырь посреди своей паствы»). В VII в. были созданы композиции «Дар императора Константина» и «Жертвоприношения Авеля, Моисея и Авраама», обе в определенной степени стремились следовать более ранним образцам из церкви Св. Виталия. Между окнами апсиды изображены четверо святых епископов в рост: Экклесия, Севера, Урса и Урсицина.. Дивные образы Архангелов Михаила и Гавриила на столбах триумфальной арки, скорее всего относятся к IX в. Сцена «Двенадцать агнцев у стен Иерусалима» и Пантократор с символами евангелистов в облачных сферах на триумфальной арке датируются XI в. Стиль мозаик несет черты западного вкуса: сухость и жесткость линий, яркость цветовых пятен, компенсирующих снижение уровня художественного мастерства.
Copyright © Next Asset Srl - P. Iva 03167241201