Базилика Святого Аполлинария в Порту

Basilica di Sant'Apollinare in Classe foto di Emilio Maccant

равенна - 23 июня 2016 - Карина Мамалыго

 

 

 

 

 

Последним шедевром византийского искусства в Равенне стала базилика Святого Аполлинария в Порту (Basilica di  Sant’Apollinare in Classe).  Городок  на Адриатическом побережье  Civitas  Classis  (буквально «Портовый город»)  принимал  прибывших на кораблях  матросов и путешественников.  Именно в этом порту в начале I в. пришвартовалось  судно из Антиохии, с которого сошел на берег  Св. Аполлинарий,  бывший христианином. Он основал на этих землях  общину и стал ее первым  епископом, принял мученическую смерть и был погребен на кладбище за стенами городка. Именно над его гробницей в 536 г. архиепископ Равенны Урсицин  возвел  прекрасную базилику  на средства верного византийцам банкира Юлиана Аргентария. Церковь была освящена в 549 г. архиепископом Максимианом.

 

 

 

 

Сант'Аполлинаре в Классе - Наружные фотографии Мена Romio

Фасад базилики Святого Аполлинария в Порту — © Мено Ромио.

 

 

 

 

 Базилика Сант-Classe в Равенне

Базилика Святого Аполлинария в Порту, Равенна.

Архитектурный замысел представляет собой  гармоничное завершение идей,  заложенных в плане церкви  Св. Аполлинария Нового:  трехнефная  базилика  с пониженными боковыми  нефами, с поперечным нартексом, прорезанными тройными аркадами,  с гладкими фасадами,  буквально испещренными окнами. С  северной  стороны от  портала в Х в.  возведена  круглая башня—звонница с рядами просторных окон с одним,  двумя и тремя проемами.

Внутреннее пространство базилики залито светом, проникающим из многочисленных окон; центральный неф расширяется еще больше, боковые нефы  сузились,   стремясь слиться с центральным нефом посредством  еще более просторных  арок.  Колонны, изваянные из прекрасного проконесского  мрамора,  стали  еще тоньше и невесомей, благодаря мощным импостам и крупным  мраморным  резным пьедесталам.   Природный волнистый рисунок колонн  вторит кружащемуся  ритму  арок.  Обширная апсида  и триумфальная арка базилики украшены разновременными мозаиками,  датируемыми VI—XI  вв.

 

 

 

 

Уникальна  аллегорическая  композиция VI в.  «Преображение Христа на горе Фавор», расположенная в своде конхи апсиды: Спаситель изображен  в виде золотого креста на фоне небесной сферы,  расцвеченной золотыми звездами;  в средокрестии представлен образ Пантократора в  золотой мандорле, сверху видна благословляющая рука  Господа; сферу фланкируют пророки  Моисей и Илия; ученики Христа  Петр,  Иаков и  Иоанн представлены в образе белоснежных райских  агнцев. Удивителен образ  Св. Аполлинария в райском саду,  благословляющего верных: согласно исследованиям Дж. Бовини, изображение св. епископа буквально иллюстрирует текст  проповеди  Петра Хрисолога, посвященной Св. Аполлинарию: «Qui vivit, ecce ut bonus Pastor suo medio assistit  in  grege” («Здесь живет он, здесь стоит как добрый пастырь посреди своей паствы»).   В VII в.  были созданы  композиции  «Дар императора  Константина» и  «Жертвоприношения Авеля, Моисея и Авраама»,  обе в определенной степени стремились  следовать более ранним образцам из церкви Св. Виталия. Между окнами апсиды изображены четверо святых епископов в рост: Экклесия, Севера, Урса и Урсицина.. Дивные  образы Архангелов  Михаила  и  Гавриила на столбах триумфальной арки, скорее всего  относятся к  IX в.  Сцена «Двенадцать  агнцев  у  стен Иерусалима»  и  Пантократор  с  символами евангелистов в облачных сферах  на  триумфальной арке датируются  XI в. Стиль мозаик несет черты западного вкуса:  сухость и жесткость линий,  яркость цветовых пятен,  компенсирующих снижение  уровня  художественного мастерства.

 

 

 

 

Базилика Сант-ин-Классе (внутренних) фотографии Ange

Интерьер базилики Святого Аполлинарияв Порту — фото Ange

 

 

 

 

 

 

Фотогалерея

Карта

СЕТЬ
×