Базилика Святого Аполлинария Нового

Basilica di Sant'Apollinare Nuovo

Равенна - 26 января 2016 - Карина Мамалыго

В юности остготский король Теодорих, принявший арианство, воспитывался при константинопольском дворе, а став правителем Равенны, выстроил для своей общины великолепную базилику Христа Спасителя. Церковь стала непревзойденным шедевром византийского искусства. Она дважды поменяла посвящение: сначала при Юстиниане получила имя Св. Мартина Турского — борца с ересями, а с IX в. стала носить имя Св. Аполлинария Нового (Basilica di Sant’Apollinare Nuovo). Считается, что посвящение первому архиепископу Равенны Св. Аполлинарию, сирийцу по происхождению, церковь получила оттого, что сюда из базилики в Классе были перенесены мощи святого. По преданию, «Аполлинарием Новым» храм стали называть, чтобы отличать его от Аполлинария «ин Векло» — одноименного древнего равеннского храма, дошедшего до нас в барочных формах.
Суровые кирпичные фасады трехнефной базилики с пониженными боковыми нефами внешне напоминают миланские постройки, древний открытый нартекс не сохранился, его заменил изящный портик, возведенный в XVI в. У южной стены церкви в Х в. была построена грациозная круглая башня-звонница, прорезанная многочисленными окнами с одним, двумя и тремя проемами.Окна-бифоры украшают и западный фасад здания; характерная деталь этой базилики — множество окон с широкими проемами в северной и южной стене, облегчающими архитектурную массу здания. Достаточно переступить порог, чтобы убедиться, насколько сильно внутреннее убранство церкви подверглось влиянию искусства христианской Греции и Константинополя.

 

© Nicola Strocchi

© Nicola Strocchi

 

 

Центральный неф базилики расширен за счет узких боковых нефов, полностью открытых вовне с помощью ряда просторных арок. Пространство храма залито светом, снопами бьющим из окон; материальная оболочка представляется хрупкой и подвижной за счет волнообразного ритма арок, легкие мраморные колонны с причудливым рисунком кажутся тонкой бахромой, привешенной к золотому ковру мозаик.

Неслучайно стремление архитектора расширить центральное пространство храма, оно предназначено для служения литургии, в круг которой вовлечены верующие; им сопутствуют святые и мученики, зримо присутствующие в идеальном пространстве стенописей.

Самый верхний ряд занимают изображения событий земной жизни Христа: на северной стене — сцены чудес, на южной — страстей, всех, кроме Распятия. Впервые в истории христианского искусства евангельские эпизоды даны в том порядке, как они вспоминаются на литургии: чудеса совершает Христос в образе юноши, а в сценах страстей мы видим Спасителя в образе бородатого средовека.Композиционно сцены носят или диалогический, или центрический характер, с увеличенной фигурой Христа; заметно, что изобразительные формулы евангельских эпизодов находятся здесь на этапе становления. Цвета в мозаиках настолько густые и интенсивные, что мысленно выводят зрителя за пределы земной реальности и переносят в стены Небесного Иерусалима, где «улица города — чистое золото, как прозрачное стекло» (Откр. 21:21).

© Archivio Fotografico Comune di Ravenna

© Archivio Fotografico Comune di Ravenna

В литургическое таинство вовлечены апостолы и пророки — свидетели райского бытия, занимающие средний ряд стенописей. Чистый свет, символически переданный золотом фона и реально врывающийся извне через оконные проемы — среда существования изображенных. Их бытие — предстояние Небесному престолу, свободное парение в пространстве, где нет теней. Обитателями небесных чертогов являются и райские птицы: голуби, павлины, фазаны.
Смысловой и пространственной осью декора базилики Св. Аполлинария, несомненно, стали параллельные ряды мучениц и мучеников, шествующих к престолу Царицы и Царя Небесных. Богоматерь и Спаситель принимают поклонение святых, действительность материального присутствия мучеников среди молящейся паствы подтверждается наличием реликвий, вложенных в стены прямо под мозаичными портретами. Выбор святых, изображенных в базилике, определился упоминанием их в чине заупокойных молитв, а реальность сослужения земной и небесной церкви и покорность земного владыки Небесному Царю наглядно демонстрировались, в том числе посредством прижизненных изображений самого Теодориха и его супруги, возглавлявших строй мучеников и мучениц.

© Pini

© Pini

 

Портрет арианского государя при византийцах был заменен на портрет Св. Мартина Турского, во имя которого была освящена базилика, а вместо супруги готского короля были изображены волхвы, приносящие дары Царице и Сыну. Богоматерь в пурпурном мафории восседает на престоле с Младенцем в белоснежном хитоне и гиматии, их фланкируют четыре ангела, облаченные в белые одеяния, «как белильщик на земле не может выбелить», (Мк. 9:3) с мерилами в руках. На противоположной стене Христос на троне, облаченный в пурпурный гиматий с золотым императорским клавом, держит в левой руке огненный символ оси мира и божественной любви, соединяющей все живое.

 

Лица всех персонажей представляют единый тип, согласно идее богослова VI в. Псевдо-Дионисия Ареопагита: «приемлющие единую пищу (причастие) должны быть единообразными». Позади мученических чинов представлен дворец Теодoриха и вид портового городка Civitas Classis: на белоснежных колоннах заметны следы утраченных изображений придворных готского короля.

Карта

СЕТЬ
×