Баптистерий Св. Иоанна Крестителя

RadCor

Pisa - 17 декабря 2013 - Карина Мамалыго

Пизанский баптистерий Св. Иоанна Крестителя (Battistero di San Giovanni) целиком построен из драгоценного мрамора. Здание служит ярким примером пересечения романского и готического архитектурных стилей. Два нижних регистра с характерными глухими романскими арками на полуколоннах и колонках начали возводиться в 1152 г., а верхние готические регистры со стрельчатыми арками относятся к более позднему периоду до 1363 г. Это самый грандиозный баптистерий, возведенный в Италии: его высота составляет почти 55 метров, диаметр чуть более 107 метров. Однако, согласно первоначальному плану архитектора Диотисалви, чей автограф можно прочесть по-латыни на мраморной колонне в интерьере баптистерия: «MCLIII, MENSE AUGUSTI FUNDATA FUIT HAEC ECCLESIA DEUSTESALVET MAGISTER HUIUS OPERIS», предполагалось построить средних размеров здание, напоминающее собой ротонду Воскресения в Иерусалиме, подобно базилике Св. Гроба Господня (Santo Sepolcro) в монастырском комплексе Санто-Стефано в Болонье. Время распорядилось иначе. Архитекторы Никола и Джованни Пизано изменили оригинальный замысел, поменяв форму здания и придав верхней части фасада готический облик. Навершие на куполе со статуей Иоанна Крестителя — более позднее вмешательство: изначально в чашеобразном куполе было световое отверстие, чтобы солнечный луч падал в центр купели баптистерия, осеняя главу крещаемого, подобно божественному лучу в момент Богоявления. В XIX в. архитектор Алессандро Герардеска реставрировал здание крещальни, сняв с фасадов многие старинные статуи, чтобы возвратить постройке первоначальный облик.

Battistero di San Giovanni - Tyler Westcott
Баптистерий Св. Иоанна Крестителя — Тайлер Весткотт

 

 

Однако, многое из убранства осталось прежним: древний романский портал фланкирован двумя резными колоннами, а сверху представлен архитрав, поделенный на два рельефных фриза. Верхний с классической композицией погрудного «Деисиса», где к центральной фигуре Христа-Пантократора обращены в молении Богоматерь и Иоанн Креститель, фланкируемые полуфигурами ангелов и евангелистов, и нижний, на котором представлены сцены из жития Св. Иоанна. В полукруглой нише над входом, украшенной розетками, расположена статуя Мадонны с Младенцем. Интерьер баптистерия поражает великолепием: средоточием является восьмиугольная резная мраморная купель, созданная в 1246 г. скульптором Гвидо Бигарелли да Комо и украшенная позднейшей бронзовой скульптурой Иоанна Крестителя, отлитой по проекту флорентийца Итало Гризелли (1880-1958 гг.).

 

Pulpito Battistero di Niccolò Pisano -  AFO  Opera della Primaziale Pisana
Кафедра Баптистерия, Никола Пизано —
фотография AFO Opera della Primaziale Pisana

 

Пол купели выложен прекрасной мозаикой, сохранились и другие участки великолепных мозаичных полов. Еще одним шедевром интерьера крещальни является мраморная кафедра, созданная резцом Николы Пизано, отца знаменитого Джованни Пизано, работавшего в соборе Вознесения Богоматери в 1302-1310 гг.. Кафедра в крещальне датируется 1255-1260 гг.: именно с этой даты принято вести отсчет началу стиля эпохи Ренессанса: тогда пизанский мастер изваял несколько скульптур, прежде всего, статую обнаженного Геркулеса, опираясь непосредственно на творения античного искусства.

Пол купели выложен прекрасной мозаикой, сохранились и другие участки великолепных мозаичных полов. Еще одним шедевром интерьера крещальни является мраморная кафедра, созданная резцом Николы Пизано, отца знаменитого Джованни Пизано, работавшего в соборе Вознесения Богоматери в 1302-1310 гг.. Кафедра в крещальне датируется 1255-1260 гг.: именно с этой даты принято вести отсчет началу стиля эпохи Ренессанса: тогда пизанский мастер изваял несколько скульптур, прежде всего, статую обнаженного Геркулеса, опираясь непосредственно на творения античного искусства.

Фотогалерея

Карта

СЕТЬ
×