Международный музей музыки в Болонье: всемирное наследие

Sala 1 del Museo

24 марта 1770 г. в Болонью приехал ребенок, о котором в то время говорила вся Европа. Покорив самые престижные концертные залы в Мюнхене, Вене, Хайдельберге, Франкфурте, Кёльне, Брюсселе и Лондоне, он наконец прибыл в Италию, чтобы совершить свой первый образовательный Grand Tour в стране великой Музыки. Здесь, в Болонье, четырнадцатилетний Моцарт стал учеником одного из самых выдающихся преподавателей композиции того времени, францисканца Джованни Баттиста Мартини...

Болонья - 3 декабря 2014 - Софья Юнусова

Гуляя по улице Страда Маджоре в сердце Болоньи, невозможно не остаться очарованными изящным сплетением колонн, медальонов и арок портика церкви Санта-Мария-деи-Серви. Это идеальное место для того, чтобы открыть для себя живописные переулки центра города, полюбоваться тремя фасадами болонского «Гроба Господня» и великолепными фресками эпохи Возрождения в Ораторие Святой Цецилии. Самое большое открытие , однако, ждёт нас в доме № 34 на улице Страда Маджоре. Здесь, в прекрасном дворце XVI в., ранее принадлежавшем семье Сангуинетти, хранятся сотни тысяч ценнейших документов, бòльшая часть которых происходит из наследия Джованни Баттиста Мартини, а также многочисленные музыкальные инструменты и портреты известных европейских композироторов XVIII и XIX вв.

Sala5
Зал 5

 

 

 

В девяти залах музея, расписанных в стиле ампир знаменитыми болонскими художниками того времени — Пеладжо Паладжи, Серафино Бароцци, Винченцо Мартинелли и Антонио Базоли — собраны редчайшие инструменты и богатейшая коллекция документов, музыкальных партитур, писем и книг по теории музыки. По словам администратора музея Энрико Табеллини, данные документы имеют колоссальное историческое значение и спасли не один музыкальный инструмент от забвения: на страницах этих музыкальных «учебников» иллюстрируется способ игры на древних инструментах, которые иначе превратились бы лишь в красивые предметы интерьера.

Flauto polifonico
Полифоническая флейта
Harmonice Musices Odhecaton
Harmonice Musices Odhecaton

 

 

Среди музыкальных инструментов следует отметить флейту с пятью трубками 1650 г., известную как «полифоническая флейта», или «гармония флейт», а также «Clavemusicum Omnitonum Modulis Diatonicis Cromaticis et Enarmo[nici]s» — древний клавесин, клавиатура которого состоит из 125 клавиш. В отличие от современных темперированных клавишных инструментов, каждая клавиша этого клавесина отвечает за одну единственную ноту. Этот интересный эксперимент музыкальной архитектуры, созданный в XVII в. Никола Вичентино, представлен в музее в единственном в мире экземпляре.

Помимо музыкальных инструментов, гордостью музея являются многочисленные музыкальные партитуры. Здесь можно полюбоваться рукописным оригиналом «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини и партитурой драмы «Эвридика», которую в 1600 г. музыканты Камераты деи Барди исполнили на свадьбе Марии деи Медичи и Генриха II: от даты написания этой первой оперной партитуры ведется отсчет истории жанра оперы. Еще одним уникальным экспонатом музея является «Harmonice Musices Odhecaton A» — первая печатная партитура истории музыки, появившаяся на свет в Венеции в 1501 г. благодаря изобретателю нотопечатания Оттавиано Петруччи. Неудивительно, что за хранение подобных сокровищ Болонье был присвоен титул «Город музыки ЮНЕСКО».

Как же удалось собрать воедино такое внушительное наследие? Бòльшая часть коллекции музея происходит из собрания Джованни Баттиста Мартини (1706 – 1784 гг.) — францисканца, известного композитора, автора одной из первых музыкальных энциклопедий «История музыки». Джованни Баттиста Мартини пользовался огромным авторитетом среди музыкантов своего времени.

Johann Christian Bach
Иоганн Христиан Бах

 

Доказательством тому являются портреты композиторов на стенах музея: Кристоф Виллибальд Глюк, Иоганн Христиан Бах, Никколо Йоммелли, Джузеппе Тартини, Жан-Филипп Рамо, Георг Фридрих Гендель и многие другие считали огромной честью попасть в эту галерею великих музыкантов и отправляли Мартини свои портреты. Неслучайно, что в зале № 3 можно встретить и портрет Вольфганга Амадея Моцарта. Картина была отправлена Мартини отцом Моцарта в качестве благодарности за помощь, оказанную сыну в подготовке к экзамену на получение титула Академика Болонской филармонической академии.

Mozart
Вольфганг Амадей Моцарт

 

Судя по документам, хранящимся в музее, во время экзамена молодой Моцарт не справился со сложным контрапунктом и, должно быть, именно Мартини исправил ошибки юного композитора и помог ему написать окончательную версию задания, благодаря которой Моцарт получил престижнейший титул Академика (два варианта партитуры, первый из которых написан рукой Моцарта, выставлены в музее).

Compito autografo di Mozart
Рукописная партитура экзамена Моцарта

 

 

 

Последние залы музея посвящены не менее важным фигурам мировой истории музыки: они рассказывают о легендарном оперном певце-кастрате Карло Броски, известном как Фаринелли, о Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, о Джузеппе Верди, Рихарде Вагнере, Джузеппе Мартуччи, Отторино Респиги и многих других. Посетив Международный музей музыки в Болонье, вы сможете прикоснуться к уникальному мировому наследию, расположенному в самом сердце Болоньи.

Sala 4
Зал 4

Карта

СЕТЬ
×