Музей русской иконы в Москве

IMG_4332

Интервью с директором музея Н.В. Задорожным

Москва - 20 апреля 2014 - Карина Мамалыго

Уважаемый Николай Васильевич, разрешите мне сердечно поблагодарить Вас за предстоящее интервью и обратиться в разговоре к «началам» — созданию Музея русской иконы. Мы знаем, что его основанию предшествовала долгая история. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

Каждый из нас шел очень долго к идее создания музея Русской Иконы, сам же музей формировался очень быстро. Все началось, когда мы познакомились – М.Ю. Абрамов, И.А. Шалина и я. Ведущая роль М.Ю. Абрамова, его человечеcкие таланты определили направление нашей работы. Основой музейного собрания стала коллекция М.Ю. Абрамова, который приобретал иконы, основываясь на своих пристрастиях, как и все коллекционеры. М.Ю.Абрамов – человек, влюбленный в искусство, прежде всего, древнерусское.
Поначалу он собирал предметы, которые нравились лично ему, человеку с большим вкусом и огромной художественной подготовкой. Его особенно интересовали древние иконы святых, соименные членам его семьи. Но при создании музея стало ясно, что, несмотря на любовь и пристрастия, нужно приобретать и иконы XVIII-XIX вв., чтобы создать полноценную коллекцию, отражающую развитие русского искусства.
В понимании этого помогла зам. директора по научной работе, замечательный исследователь и специалист И.А. Шалина, долгие
годы проработавший в Государственном Русском Музее. Что касается меня, я начал заниматься коллекционированием ещё в 60-е гг. С 1964 г. я интересуюсь иконами, а в 1974 г. я участвовал в первой в СССР выставке икон из частных собраний, организованной в Музее им. Андрея Рублева замечательным ученым, покойным Савелием Ямщиковым. Тогда же был выпущен прекрасный каталог выставки.

 

 

IMG_8462 copy

 

Но, вот, Музей Русской иконы был создан и открылся для публики, каково ныне участие М.Ю. Абрамова в ежедневной работе музея?

М.Ю. Абрамов – очень занятой человек, и нельзя сказать, что он каждый день бывает в музее, но когда он приходит, он на лету схватывает возникающие проблемы. Благодаря личной чуткости, тактическому и свежему взгляду «со стороны», он может корректировать происходящее. Он человек талантливый во всем, имея свое сформировавшееся мнение, он умеет прислушиваться к другим, это замечательное качество, не каждый им обладает.

Я предполагаю, что в возникновении идеи Музея Русской Иконы не последнюю роль сыграло знакомство И.А. Шалиной с коллекцией русских икон банка «Интеза» в Виченце.

Да, я наслышан о поездке И.А Шалиной в начале 90-х гг. в Италию в Палаццо Монтанари, где размещается коллекция древнерусских икон Банка «Интеза», о работе по каталогизации, в которой участвовала И.А. Шалина в числе других русских ученых, таких как Э.С.
Смирнова и Т.Ю. Царевская. Как сотрудник Русского Музея И.А. Шалина еще раз убедилась, что коллекция древнего искусства для Банка «Интеза» — это не только инвестиции, но наилучший способ хранения древних памятников.
Она рассказывала нам о принципах устроения музея, об экспозиции, о хранении. В Москве кроме нашего есть и другие музеи, в экспозиции которых представлены иконы: Третьяковская Галерея, Музей им. А. Рублёва, а для Италии такое большое каталогизированное собрание с прекрасной экспозицией уникально, оно производит незабываемое впечатление.

Museo delle Icone di Mosca - Russia (1)

 

Расскажите, пожалуйста, вкратце о музейной деятельности за прошедшие годы: о самых значимых, по Вашему мнению, событиях – выставках, лекциях, концертах…

Мы гордимся прошедшей в нашем музее уникальной выставкой «Шедевры древнерусской живописи из частных собраний», где были представлены 125 икон из собраний 23 коллекционеров; у каждого из них свое отно- шение к памятникам, свои идеи о датировке. Но самое главное, эти иконы не так легко увидеть, они находятся в частных коллекциях, в том числе, у М.Ю. Абрамова. К этой выставке мы также выпустили каталог. По пятницам у нас лекторий, часто проводятся концерты византийской и европейской средневековой музыки, это редкие события, наши проекты носят характер эксклюзивности. Все экскурсии, лекции и концерты бесплатные, мы делаем все, чтобы зародить любовь к древнерусскому искусству. Наш музей для тех, кто задумывается о древнерусской истории и искусстве, задает вопросы и ищет на них ответы.

 Можно причислить «AVRVM» к вашим друзьям и единомышленникам?

Конечно. У нас никогда не бывает случайных посетителей, ведь мы не делаем себе широкую рекламу. Летом в музее побывал г. Пьетро ди Фебо, директор журнала AVRVM, в сопровождении г. Энрико Бертуцци, владельца марки одежды Hettabretz, у нас была довольно короткая встреча, поскольку у всех был очень плотный график, но я бы назвал её очень плодотворной.

Надеемся, что из этой встречи возникнет какой—то проект и о вас еще больше узнают в Италии. Благодаря выставке, проходившей в Кастель Сант’Анджело в Риме, вашими иконами смогли полюбоваться многочисленные зрители, прежде всего, итальянские. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями об этом событии. Как развивается ваше сотрудничество с Италией?

 Это была долгосрочная выставка, нам посчастливилось ещё раз походить по улицам Вечного города, повезло и с местом проведения выставки – в Кастель Cант’Анджело, названном в честь Архангела Михаила. Нашего основателя зовут Михаил, его первые иконы были ему соимённы, и тут в Риме произошло такое чудесное совпадение. И эмблемой выставки стала удивительная, редкая икона Архангела Михаила. Кроме того, недавно у нас проходила другая международная выставка, посвященная славянской письменности и миссии Кирилла и Мефодия, которая переместилась из Москвы в Братиславу. Мы надеемся, что следующим пристанищем нашей экспозиции будет Ватикан.

 

Museo delle Icone di Mosca - Russia (7)

Одна из недавних выставок – это апофеоз вашей деятельности по сохранению и возвращению национального наследия России. Расскажите, пожалуйста, эту удивительную историю.

 Да, не так давно у нас проходила выставка икон «Дымковские праздники. Иконы церкви Димитрия Солунского в Великом Устюге» — это первый пример, когда частный музей экспонирует иконы из государственного музея, что необыкновенно повышает наш статус. Я имею в виду 10 икон из праздничного ряда XVIII в, которые мы приобрели у одного швейцарского коллекционера. После приобретения мы узнали, что этот праздничный ряд происходит из местного музея г. Великий Устюг и сразу передали иконы в тот музей.
Всего мы передали 13 икон, из них две в Музей кремля в Ростове Великом и еще одну в музей г. Устюжны. Конечно, это стоило нам огромных средств. Но, в заключениe я бы хотел сказать, что, занимаясь иконами, я стал думать, что многие вещи происходят неслучайно и часто иконы сами находят людей, которые должны стать их временными хранителями…

 

 

 

СЕТЬ
×