Пизанский собор

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Пиза - 14 декабря 2013 - Карина Мамалыго

Пизанский собор Вознесения Богоматери (Duomo Santa Maria dell’Assunta) стал зримым памятником могуществу средневековой Пизанской Морской республики. В декоре его фасадов и интерьеров присутствуют элементы византийской, романо-ломбардской, арабской скульптуры, архитектуры и живописи, чей благородный синтез привел к возникновению уникальной пизанской школы искусств.

 

Duomo di Pisa, foto di Stefania Consani
Пизанский собор, фотография Стефании Консани

 

Собор был заложен в 1063 г., на средства, полученные в результате громкой победы, одержанной пизанцами против сарацин на Средиземном море; одновременно храм стал видимым соперником вновь возводимому собору Св. Марка в Венеции. В отличие от крестово-купольного собора Св. Марка, пизанская постройка представляет собой базилику, перекрытую грандиозным эллипсоидным куполом на тромпах, возведенном на средокрестии трансепта и нефов. Согласно проекту архитектора Бускето ди Джованни Джудиче, собор возводился в виде равноконечного греческого креста, с пятью продольными нефами, и направленными к одной мощной восточной апсиде и трехнефным просторным трансептом, завершающимся северной и южной малыми апсидами. Нефы разделили двойные колоннады, а второй ярус храма украсили эмпоры — яркие элементы византийского зодчества. Более позднее вмешательство архитектора Райнальдо (ок. 1140-1180 гг.) превратили греческий крест плана базилики в латинский, а пятинефный собор снаружи стал выглядеть трехнефным. Заслугой Райнальдо стал также величественный западный фасад базилики, украшенный мраморной резьбой, колоннами и статуями. Интерьеры храма поражают своей роскошью: полосатые фризы из чередующегося черного и белого мрамора змеятся на арках и столбах, вызывая в памяти образ андалузских мечетей и ритмически организуя пространство, полное воздуха, света, великолепных скульптур, барельефов и сияющих мозаик.

 

 

Duomo di Pisa, interno, foto di HarshLight
Пизанский собор, фотография HarshLight

«Ego sum Lux Mundi» (Ин. 8:12) («Я Есмь Свет Миру») — написано в раскрытой книге Христа-Судии, изображенного в центре мозаичной композиции в конхе главной апсиды собора. По правую руку от Небесного Судии представлена Богоматерь в небесно-голубом мафории, обращенная к Сыну в позе моления: в латинской традиции она именуется «Мадонна Адвоката». По левую руку от Христа, вместо образа Иоанна Крестителя — канонического участника трехфигурного «Деисуса», представлен юный Иоанн Богослов, неизменный персонаж сцены «Распятия», а в пизанской мозаике — автор евангельского текста в левой руке Спасителя. В данной композиции Иоанн Богослов держит написанное им закрытое Евангелие, а стопы восседающего на троне Христа обнажены, с целью напомнить зрителю о Распятии. Это уникальная «иконографическая вольность», допущенная в эпоху расцвета христианского искусства.

 

Известно, что основная часть композиции была выполнена в кратчайшие сроки двумя артелями мозаичистов, мастером одной из них был Джованни Чимабуэ, ему приписывается изображение главы Христа, законченное в 1302 г. и ставшее последним творением великого художника. Другим ядром литургической жизни пизанского собора является образ Богоматери-Одигитрии, датируемый первой четвертью XIII века и прозванной жителями «Пизанской Девой-Заступницей» (Protégé Virgo Pisas). Икона располагается в отдельном компартименте, к северу от пресбитерия, подобно константинопольской Одигитрии в храме монастыря Одигон, которая, однако, в период 1206-1263 гг. находилась в монастыре Пантократора в Константинополе, бывшем под властью венецианцев.

 

 

 

Duomo di Pisa visto dalla Torre Pendente, foto di Massimo Lenzo
Пизанский собор, вид с Падающей башни, фотография Массимо Ленцо

 

История происхождения пизанской Одигитрии вызывает споры. Согласно источникам XVI-XVII вв., икона была принесена в Пизу из замка Ломбричи в Версилье после победы в битве над Луккой в 1225 г. и очень скоро обрела статус покровительницы города. По другим сведениям первоначально икона принадлежала благородному пизанскому семейству Упеццинги. Некоторые видят в ней произведение кисти Берлингьеро Берлингьери, ссылаясь на то, что по своему колориту икона отличается от византийских образов. Этому мнению противоречит сложнейшая иконография иконы, но более всего, греческий текст Евангелия в деснице Младенца: «Ego eimi to phos tou kosmou o akolouthon emoi ou me peripatesei en te skotia all exei to phos tes zoes». («Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»). (Ин. 8:12). Замечательно, что такой же текст начертан в книге Христа-Судии в апсидной мозаике собора, но там он сокращен и написан по-латыни. Подобно Христу-Судии, Христос Эммануил на иконе держит открытое Евангелие; Его царственный пурпурный гиматий ниспадает с правого плеча, открывая нежно-голубой хитон, напоминающий о смертных одеждах Распятого Христа. Обнаженные ножки Воплощенного Младенца также указывают на Крестную Жертву. Не исключено, что за несколько веков Пизанская Одигитрия изменила свой колорит в процессе поновлений.

 

Madonna di Sotto gli organi
Пизанская Богоматерь-Одигитрия

 

 

 

Помимо памятников средневековой живописи, в соборе представлен непревзойденный шедевр пизанской школы ваяния — мраморная кафедра мастера Джованни Пизано, вдохновленного древнеримскими барельефами. В базилике хранятся мощи покровителя Пизы Св. Райнерия; реликвии святых Никодима, Гамлиэля и Авива, доставленные крестоносцами.

Фотогалерея

Карта

СЕТЬ
×