Площадь чудес — Соборная площадь в Пизе

The Square of Miracles, photo by Stefania Consani

Пиза - 20 декабря 2013 - Карина Мамалыго

Соборная площадь в Пизе (Piazza del Duomo) была названа Площадью чудес (Piazza dei Miracoli) после опубликования романа «Может быть да, может быть нет» (1910 г.) знаменитого итальянского поэта и писателя Габриеле д’Аннунцио. «Серая цапля кружила в небе Христовом, над лугом Чудес», — говорит поэт о Соборной площади Пизы. Русский почитатель д’Аннунцио, поэт Николай Гумилев также посвятил стихотворение прекрасному городу, его романским и готическим постройкам, украшенным тосканским мрамором: «О, янтарный мрамор Сиены и молочно-белый Каррары!»
Соборная площадь — средоточие архитектурной мощи Пизы, именно здесь расположены главные «чудеса» пизанской школы зодчества: Собор Вознесения Богоматери (Duomo Santa Maria dell’Assunta) – зримое и ощутимое воплощение католического представления о Деве, рожденной свободной от адамова греха. Белый каррарский мрамор, легкость и прозрачность фасадной резьбы как нельзя более выражают идею о чистоте и телесном вознесении Божией Матери.

Удивительно, как золотистый Баптистерий Иоанна Крестителя (Battistero di San Giovanni) с терракотовым куполом напоминает собой огромный плотный рождественский кулич панеттоне, усыпанный корицей. Это впечатление усиливает небольшой наклон постройки, ведь нечасто куличи выходят из печи идеально прямыми. Творец этого чуда носил также удивительное имя Диотисалви (Diotisalvi), что означает «Спаси тебя Бог».

Piazza dei Miracoli e Torre Pendente, foto di Stefania Consani

Площадь чудес и Падающая башня, фотография Стефании Консани

Падающая Пизанская башня (La Torre Pendente) или Кампаниле не так давно превратилась в символ города. Башня состоит из восьми ярусов, на ее верхушке висят семь колоколов, имеющие каждый свое имя и свой тон. Самый знаменитый из колоколов, по имени Паскверечча, возвещал о мучительной голодной смерти замурованного в башне предателя графа Уголино делла Герардеска с сыновьями и внуками. Эта трагическая история была множество раз рассказана на бумаге, на холсте и в камне, став сюжетом 33-й песни «Ада» «Божественной Комедии» Данте, а также предметом изображения в драматургии, живописи, музыке и скульптуре авторов Нового времени.

Мемориальный комплекс Кампосанто (Camposanto), что означает «Святое поле» вошел в архитектурный ансамбль площади Чудес позже. Его название восходит к письменным свидетельствам XIV в. о том, что во времена Крестовых походов архиепископ города Убальдо Ланфранки привез из Святой Земли некоторое количество земли с Голгофы, места распятия Христа. После этого при городском соборе было разбито кладбище и возведен архитектурный комплекс, чьи стены на протяжении двухсот лет расписывались фресками. Их авторами являлись самые разные художники. Замечательно, что самые знаменитые фресковые циклы «Триумф Смерти» и «Страшный Суд» часто приписываются кисти пизанского живописца Буонамико Буффальмакко, известного своим веселым нравом. (Буффальмакко и означает «весельчак»). Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях художников» рассказывает о нем всякие занятные истории, а Боккаччо, автор «Декамерона», даже делает его одним из своих персонажей.

 

 

Piazza dei Miracoli e Battistero, foto di Stefania Consani

Площадь чудес и Баптистерий, фотография Стефании Консани

Древняя площадь приняла современный вид в середине XIX в. По плану архитектора Алессандро Герардеска были снесены все здания, построенные позже ансамбля Соборной площади, поскольку зодчий был уверен, что в Средневековье она выглядела именно так. Зеленым лугом с янтарно-белыми постройками ее видели Габриеле д’Аннунцио и Николай Гумилев, Максим Горький и наш современник Иосиф Бродский, неоднократно навещавший Пизу. В 1987 г. площадь Чудес была объявлена ЮНЕСКО Всемирным наследием.

Фотогалерея

Карта

СЕТЬ
×