Часы Дуомо во Флоренции с циферблатом Паоло Уччелло

orologio-paolo-uccello-duomo-di-firenze

Возрождение произведения искусства, остававшегося в тени на протяжении трёх веков,- часы кафедрального собора во Флоренции с циферблатом Паоло Уччелло.

Флоренция - 15 сентября 2016 - Уго Панкани

© Antonio Quattrone
© Antonio Quattrone

Внутри Дуомо вы можете увидеть часы, которые, благодаря некоторым характеристикам, считаются единственными в своём роде и, без сомнения, являются одним из самых красивых и интересных экземпляров мирового часового искусства.

Циферблат был расписан известнейшим художником эпохи Возрождения: Паоло Уччелло. До сих пор часы измеряют время по итальянскому времяисчислению, более известному как «юлианское время».

1

 

 

В часах предусмотрена только одна стрелка, она отсчитывает время от заката до заката солнца. Стрелка часов движется против обычного направления, а циферблат поделeн на 24 часа. Часы расположены с внутренней стороны фасада Дуомо на высоте 15 метров. Их защищает небольшая ниша шириной в один метр. Первые часы для собора сделал Анджело ди Никколò в 1443 году. Их оригинальный механизм был идентичен тому, что существует и в наши дни. За всё время работы часов многие, как известные, так и простые, мастера делали всё необходимое, чтобы они оставались в идеальном состоянии. Среди них отдельного упоминания заслуживают братья Делла Вольпайя.

 

 

20 февраля 1669 года циферблат, расписанный Паоло Уччелло, переделывают. Его заново расписывают, разделяют циферблат на 12 ceгмeнтoв и изменяют направление движения стрелки.
С этого момента часы отражают время в 12-часовом формате. В 1761 году Джузеппе Барджиакки, известный флорентийский часовщик, был приглашён дирекцией музея «Опера дель Дуомо», чтобы разработать новый часовой механизм, в котором будут учтены все инновации, привнесённые в часовое ремесло того времени. Его изобретение дошло до нас в своём оригинальном виде и до сих пор прекрасно работает. Несмотря на то, что часы Собора Санта Мария дель Фьоре старинные, необычные и являются настоящим произведением искусства, очень сложно найти упоминание о них даже в специализированных книгах, посвящённых старинным и известным часам мира. Наверное, такую “малую известность» можно oбъяcнить тeм, что часы «вернулись из забытия» совсем недавно – всего лишь около 50 лет назад, хотя и были созданы в 1443 году.

 

3

Выражение «возрождение произведения искусства» очень точно характеризует этот факт, потому что реставрация часов, выполненная в 1968 году, позволила снять верхний слой штукатурки и заново открыть миру великолепную роспись, принадлежащую руке Паоло Уччелло. Также важно заметить, что после реставрационных работ стрелка часов опять движется в «обратном» направлении, а циферблат разделён на 24 часа, согласно итальянскому времяисчислению. На протяжении трёх долгих веков с 1669 по 1968 год часы представали перед флорентийцами в обычном, ничем не примечательном виде, как и многие другие их «коллеги».

 

 

 

 

Во время работ 1968 года реставраторы столкнулись с проблемой воссоздания стрелки часов, т. к. установленная в 1761 году, не соответствовала циферблату, задуманному Паоло Уччелло. В документе, датированном 2 апрелем 1443 года, учёные нашли описание часовой стрелки в виде золотой стрелы. Воссозданная в 1968 году стрелка часов выполнена из позолоченной меди. Она сделана по схеме и в соответствии с моделью вифлеемской звезды, которую сам Паоло Уччелло увековечил в стенах Дуомо. Именно по его эскизу в 1443 году Анджело Липпи реализовал одно из круглых витражных окон (диаметр 143 см) подкупольного барабана Собора, на котором представлена сцена Рождества.

 

 

6

 

 

 

В 2014 году были выявлены некоторые сбои в работе часового механизма. Сразу же было принято решение о проведении экстренных реставрационных работ. Музей «Опера дель Дуомо» всегда очень трепетно относился к сохранению этого произведения искусства, и поэтому своевременно организовал реставрационные работы, спонсором которых стала компания «Panerai» — один из самых престижных часовых брендов в мире. Реставрационные работы проводились мной, Уго Панкани, в сотрудничестве с профессором Андреа Пальмиери.

 

 

 

 

Фотогалерея

Карта

СЕТЬ
×