Ангелы в монастыре Сан-Марко во Флоренции

San Marco_03 Annunciazione (1024x796)

"На всем, что сделал мастер мой, печать Любви земной и простоты смиренной". (Николай Гумилев, "Фра Беато Анджелико")

Флоренция - 27 сентября 2017 - Карина Мамалыго

Отцы-доминиканцы в рамках доктрины devotio moderna (нового благочестия) в эпоху Ренессанса создали новый религиозно-художественный жанр в литературе — тексты «священных представлений» — sacre rappresentazioni, не связанные с каноническими литургическими рукописями — миссалами. Это были живые сцены-мистерии из жизни Христа, Богоматери и святых, исполнявшиеся юными актерами на улицах родного города. Флоренция второй половины XV века была особенно знаменита своими «уличными мистериями», где переодетые дети и юноши играли различных персонажей священной драмы. Ангелы-вестники, или нунции, открывали каждое представление, и они же завершали его! В конце «пьесы» ангел призывал всех участников и зрителей спеть торжественный гимн, а потом встать в круг и станцевать веселый танец.

 

San Marco_04 Giudizio Universale (1023x1024)

«Страшный Суд», фра Беато Анжелико, 1431 г., Музей монастыря Сан-Марко, Флоренция, дерево, темпера, фрагмент.

Тогда возникли две стороны новой доктрины — доходчивая и яркая евангельская проповедь для народа и учение о личном благочестии монахов. Центром новой духовной практики во Флоренции стал монастырский комплекс Сан-Марко, перестроенный на средства Козимо Медичи в 1437–1444 годах архитектором Микелоццо ди Бартоломео и расписанный фра Беато Анджелико в 1439–1445 годах.

 

San Marco_05 Noli Me Tangere (880x1024)

«Noli me tangere» — Явление Христа Марии Магдалине, фреска, фра Беато Анжелико, 1440-42 гг. Дормиторий монастыря Сан-Марко, Флоренция, келья №1.

 

 В алтарном образе кисти фра Беато Анджелико «Страшный суд» — им можно полюбоваться в стенах монастырского музея — изображен тот самый хоровод, который народ водил на площадях. Кельи же конвента, согласно уставу святого Доминика, содержат исключительно евангельские сцены, призывающие к молитве и размышлению. В первой келье монастырского дормитория изображены Христос и Мария Магдалина в сцене Noli me tangere — «Не прикасайся ко Мне». В третьей келье, где есть только фреска «Благовещение», белые стены и раскрытое окно, — ничто не должно отвлекать насельника от благочестивой медитации. На фреске представлены недвижные, почти статуарные фигуры Богоматери и архангела Гавриила; за спиной ангела, в позе сосредоточенного моления, изображен глубоко почитаемый доминиканцами святой Петр Мученик. Всемирно известное второе «Благовещение» открывается взгляду точно напротив лестницы и дверей, ведущих в монашеский дормиторий; именно отсюда начинает звучать благая весть входящему. Изображенный в сцене портик «дословно» повторяет реальную архитектуру монастыря, при этом три арки за спиной ангела напоминают о Пресвятой Троице, от которой пришел вестник, а две арки на первом плане — о двух природах Христа.

Посетите этот монастырь — малоизвестную сокровищницу итальянского искусства, которая содержит следы славного прошлого в истории Флоренции. 

 

Fra Beato Angelico Annunciazione cella n.3 (891x1024)

«Благовещение», фреска, фра Беато Анжелико, 1440-41 гг. Дормиторий монастыря Сан-Марко, Флоренция, келья №3.

Музей Сан-Марко

Пиацца Сан Марко, 3

50121 Флоренция

polomuseoaletoscana.beniculturali.it

 

Fra Beato Angelico "Giudizio Universale"(1024x527)

«Страшный Суд», фра Беато Анжелико, 1431 г., Музей монастыря Сан-Марко, Флоренция, дерево, темпера.


Карта

СЕТЬ
×