Санктуарий Мадонна-ди-Сан-Лука

Basilica di San Luca 2 by pio3 rid

Болонья - 10 июня 2013 - Карина Мамалыго

Среди икон, написанных, по преданию, апостолом Лукой и поначалу хранившихся в Константиполе, мы знаем две, дошедшие до наших дней. Это икона Владимирской Богоматери и икона, находящаяся в храме-реликварии, построенном специально для нее и именуемом Santuario della Madonna di San Luca в Болонье. Иконы принадлежат к разным иконографическим типам: Владимирская к типу Элеуса, а Мадонна ди Сан Лука к типу Одигитрия, но их объединяет авторство первого христианского иконописца. Скорее всего, эти иконы являются списками с древнейших образцов, но, согласно христианской традиции, им принадлежит вся слава и почитание первообразов. Но не только древняя история объединяет две иконы.

Madonna di San Luca
Мадонна-ди-Сан-Лука

 

 

 

5 мая 1999 г. копия чудотворной иконы Мадонны-ди-Сан-Лука была передана служителями Санктуария русским священникам для помещения ее в алтарь восстановленного Храма Христа Спасителя в Москве. Москвичи и жители других городов России ныне могут увидеть копию болонской иконы у себя на родине.

Но если житель столицы или необъятной России захочет увидеть чудотворную икону Мадонны-ди-Сан-Лука и поклониться ей в самой Болонье, ему следует отправиться на Караульный Холм (Colle della Guardia), который расположен на юго-западе от исторического центра Болоньи. К Холму ведет огромная крытая галерея (portico), длиной 3796 м, состоящая из 666 арок и украшенная 15 капеллами. Число 666, по замыслу архитектора, должно символизировать “змея”, которого попирает пятой Царица Небесная. Галерея начинается от старинных городских ворот Сарагоцца (porta Saragozza) и поднимается в гору на высоту 289 м над уровнем моря. Галерея является самой длинной крытой галереей в мире. Католики говорят, что паломник, прошедший пешком весь этот путь, разрешается от части своих грехов.

Portico di San Luca
Аркады, ведущие к Санктуарию

Легенда гласит, что эту икону принес из Константинополя, из храма Св. Софии, греческий отшельник по имени Феокл Кминиа в 1150 г. Согласно преданию, икона находилась на одном из подкупольных столбов в Св. Софии. Когда отшельник приблизился к иконе, на ней было начертано: «Эту икону, написанную святым Лукой, должно отнести в ее церковь на Караульном Холме». Феокл понял, что он обязан выполнить возложенную миссию, но не знал, где ему искать названное место. Обойдя многие земли, он пришел в Рим, и там, ведомый иконой, встретил болонского посланника. Знатный болонец рассказал ему, как добраться до Караульного Холма, и Феокл отправился в Болонью. Но не пешком, а на лошади и в сопровождении слуги, отданных в его распоряжение болонским послом. На Караульном Холме икону уже ждала небольшая церковь-реликварий, построенная одной благочестивой отшельницей, которой было откровение о скором прибытии иконы, написанной Св. Лукой. Когда Феокл приблизился к Болонье, у ворот города его ожидали именитые и простые жители города. Они встретили икону с огромными почестями, и после трех дней народных празднеств и религиозных процессий по улицам и церквям города, а именно 8 мая 1160 г. икона была помещена в маленькую церковь на вершине холма, ставшую ей киотом.

К сожалению, первоначальная церковь-реликварий не сохранилась. К тому же, согласно архивным документам, строительство церкви завершилось по благословению папы Целестина III лишь в 1194 г. Также в документах указано и имя благочестивой отшельницы Анжелики Бонфантини, но она, согласно архивным записям, приняла на себя отшельничество и поселилась на Караульном Холме только в 1192 г. Как бы то ни было, церковь Мадонны-ди-Сан-Лука стала величайшей святыней для болонцев, и не случайно честь покровительства над этим священным местом в течение двух столетий оспаривали различные монашеские ордена.
Но, кроме церковно-политической жизни, процветала жизнь литургическая: икона, прославившаяся чудотворениями, оставила в памяти жителей Болоньи «чудо о дожде», случившееся 5 июля 1433 г. В ту весну и лето шли беспрерывные ливни, которые могли погубить весь будущий урожай. Жители города решили молить икону о прекращении бедствия и пронести ее по всему городу, освящая ее присутствием городское пространство. И как только торжественная процессия сошла с Холма к воротом Сарагоцца, многодневное ненастье прекратилось как не бывало.

Porta Saragozza, processione religiosa
Ворота Сарагоцца, религиозная процессия

После совершившегося чуда к иконе хлынул поток паломников со всей Италии, а процессии, освящающие городское пространство, стали ежегодными. Каждую вторую субботу мая икона, осененная пышным балдахином, в центре торжественного шествия, сопровождаемого молитвами и песнопениями, направляется в городской собор Св. Петра. Процессия движется по улицам города, проходя мимо церкви Св. Петрония, пересекая главную площадь Пьяцца Маджоре; а возглавляет ее кардинал в алой кардинальской шапочке. За ним следуют священнослужители, монахи, монахини, члены многочисленных религиозных братств и рядовые горожане.
Возможно, не случайно, что с весны 2000 г. икону Мадонны-ди- Сан-Лука в Соборе Св. Петра встречает ее русская «родственница», копия с иконы Владимирской Богоматери, посланная в дар благочестивым жителям Болоньи Патриархом Алексием II. Этот список с Владимирской иконы Божьей Матери был изготовлен и освящен в Москве в ответ на дар Болоньи общине Храма Христа Спасителя. В соборе Св. Петра икона пребывает 8 дней, а, через воскресенье не менее торжественно возвращается в свой дом-реликварий на вершине Холма.

Мы знаем, что многие древние церкви были перестроены, эта судьба не миновала и церковь Мадонны-ди-Сан-Лука. Огромная ротонда-реликварий, венчающая вершину Холма, была перестроена неоднократно, ее последнее обновление относится к 1751 г. Архитектором новой церкви стал Карло Франческо Дотти. Как указывает автор путеводителя по Болонье 1820 г. Джироламо Бьянкони, на обновление церкви, включая мрамор, серебро и бронзу, украсившие интерьеры, было затрачено 386 тысяч римских эскудо, цифра по тем временам фантастическая.

Basilica di San Luca
Базилика Сан-Лука

В плане новой церкви- реликвария «Санктуарий Мадонна-ди- Сан-Лука» лежит греческий равноконечный крест, его венчает огромный купол, а в алтарной части церкви на огромном возвышении в богатом серебряном окладе, покоится чудотворная икона. Подобно иконе Владимирской Богоматери, поновленной несколько раз поздними иконописцами, икона Мадонны-ди-Сан- Лука также была переписана на рубеже XII-XIII вв. в «итальянизирующем» стиле, возможно, пизанским мастером. Но иконография, линии, силуэты, позы Богоматери и Младенца остались прежние, хотя мастер поновил и переписал их лики. Серебряный фон, сине-зеленый мафорий Богоматери и алый хитон младенца скрыты под серебряной ризой, но живопись иконы можно увидеть на многочисленных живописных и печатных копиях, выставленных у выхода из Санктуария.

Карта

СЕТЬ
×