Болонья - 10 июня 2013 - Карина Мамалыго
Среди икон, написанных, по преданию, апостолом Лукой и поначалу хранившихся в Константиполе, мы знаем две, дошедшие до наших дней. Это икона Владимирской Богоматери и икона, находящаяся в храме-реликварии, построенном специально для нее и именуемом Santuario della Madonna di San Luca в Болонье. Иконы принадлежат к разным иконографическим типам: Владимирская к типу Элеуса, а Мадонна ди Сан Лука к типу Одигитрия, но их объединяет авторство первого христианского иконописца. Скорее всего, эти иконы являются списками с древнейших образцов, но, согласно христианской традиции, им принадлежит вся слава и почитание первообразов. Но не только древняя история объединяет две иконы.
5 мая 1999 г. копия чудотворной иконы Мадонны-ди-Сан-Лука была передана служителями Санктуария русским священникам для помещения ее в алтарь восстановленного Храма Христа Спасителя в Москве. Москвичи и жители других городов России ныне могут увидеть копию болонской иконы у себя на родине.
Но если житель столицы или необъятной России захочет увидеть чудотворную икону Мадонны-ди-Сан-Лука и поклониться ей в самой Болонье, ему следует отправиться на Караульный Холм (Colle della Guardia), который расположен на юго-западе от исторического центра Болоньи. К Холму ведет огромная крытая галерея (portico), длиной 3796 м, состоящая из 666 арок и украшенная 15 капеллами. Число 666, по замыслу архитектора, должно символизировать “змея”, которого попирает пятой Царица Небесная. Галерея начинается от старинных городских ворот Сарагоцца (porta Saragozza) и поднимается в гору на высоту 289 м над уровнем моря. Галерея является самой длинной крытой галереей в мире. Католики говорят, что паломник, прошедший пешком весь этот путь, разрешается от части своих грехов.
Легенда гласит, что эту икону принес из Константинополя, из храма Св. Софии, греческий отшельник по имени Феокл Кминиа в 1150 г. Согласно преданию, икона находилась на одном из подкупольных столбов в Св. Софии. Когда отшельник приблизился к иконе, на ней было начертано: «Эту икону, написанную святым Лукой, должно отнести в ее церковь на Караульном Холме». Феокл понял, что он обязан выполнить возложенную миссию, но не знал, где ему искать названное место. Обойдя многие земли, он пришел в Рим, и там, ведомый иконой, встретил болонского посланника. Знатный болонец рассказал ему, как добраться до Караульного Холма, и Феокл отправился в Болонью. Но не пешком, а на лошади и в сопровождении слуги, отданных в его распоряжение болонским послом. На Караульном Холме икону уже ждала небольшая церковь-реликварий, построенная одной благочестивой отшельницей, которой было откровение о скором прибытии иконы, написанной Св. Лукой. Когда Феокл приблизился к Болонье, у ворот города его ожидали именитые и простые жители города. Они встретили икону с огромными почестями, и после трех дней народных празднеств и религиозных процессий по улицам и церквям города, а именно 8 мая 1160 г. икона была помещена в маленькую церковь на вершине холма, ставшую ей киотом.
К сожалению, первоначальная церковь-реликварий не сохранилась. К тому же, согласно архивным документам, строительство церкви завершилось по благословению папы Целестина III лишь в 1194 г. Также в документах указано и имя благочестивой отшельницы Анжелики Бонфантини, но она, согласно архивным записям, приняла на себя отшельничество и поселилась на Караульном Холме только в 1192 г. Как бы то ни было, церковь Мадонны-ди-Сан-Лука стала величайшей святыней для болонцев, и не случайно честь покровительства над этим священным местом в течение двух столетий оспаривали различные монашеские ордена.
Но, кроме церковно-политической жизни, процветала жизнь литургическая: икона, прославившаяся чудотворениями, оставила в памяти жителей Болоньи «чудо о дожде», случившееся 5 июля 1433 г. В ту весну и лето шли беспрерывные ливни, которые могли погубить весь будущий урожай. Жители города решили молить икону о прекращении бедствия и пронести ее по всему городу, освящая ее присутствием городское пространство. И как только торжественная процессия сошла с Холма к воротом Сарагоцца, многодневное ненастье прекратилось как не бывало.
После совершившегося чуда к иконе хлынул поток паломников со всей Италии, а процессии, освящающие городское пространство, стали ежегодными. Каждую вторую субботу мая икона, осененная пышным балдахином, в центре торжественного шествия, сопровождаемого молитвами и песнопениями, направляется в городской собор Св. Петра. Процессия движется по улицам города, проходя мимо церкви Св. Петрония, пересекая главную площадь Пьяцца Маджоре; а возглавляет ее кардинал в алой кардинальской шапочке. За ним следуют священнослужители, монахи, монахини, члены многочисленных религиозных братств и рядовые горожане.
Возможно, не случайно, что с весны 2000 г. икону Мадонны-ди- Сан-Лука в Соборе Св. Петра встречает ее русская «родственница», копия с иконы Владимирской Богоматери, посланная в дар благочестивым жителям Болоньи Патриархом Алексием II. Этот список с Владимирской иконы Божьей Матери был изготовлен и освящен в Москве в ответ на дар Болоньи общине Храма Христа Спасителя. В соборе Св. Петра икона пребывает 8 дней, а, через воскресенье не менее торжественно возвращается в свой дом-реликварий на вершине Холма.
Мы знаем, что многие древние церкви были перестроены, эта судьба не миновала и церковь Мадонны-ди-Сан-Лука. Огромная ротонда-реликварий, венчающая вершину Холма, была перестроена неоднократно, ее последнее обновление относится к 1751 г. Архитектором новой церкви стал Карло Франческо Дотти. Как указывает автор путеводителя по Болонье 1820 г. Джироламо Бьянкони, на обновление церкви, включая мрамор, серебро и бронзу, украсившие интерьеры, было затрачено 386 тысяч римских эскудо, цифра по тем временам фантастическая.
В плане новой церкви- реликвария «Санктуарий Мадонна-ди- Сан-Лука» лежит греческий равноконечный крест, его венчает огромный купол, а в алтарной части церкви на огромном возвышении в богатом серебряном окладе, покоится чудотворная икона. Подобно иконе Владимирской Богоматери, поновленной несколько раз поздними иконописцами, икона Мадонны-ди-Сан- Лука также была переписана на рубеже XII-XIII вв. в «итальянизирующем» стиле, возможно, пизанским мастером. Но иконография, линии, силуэты, позы Богоматери и Младенца остались прежние, хотя мастер поновил и переписал их лики. Серебряный фон, сине-зеленый мафорий Богоматери и алый хитон младенца скрыты под серебряной ризой, но живопись иконы можно увидеть на многочисленных живописных и печатных копиях, выставленных у выхода из Санктуария.
Copyright © Next Asset Srl - P. Iva 03167241201