Пизанская Башня

La torre Pendente Pisa, foto di Stefania Consani

Пиза - 17 ноября 2012 - Карина Мамалыго

Неслучайно, что Пизанская башня (La Torre Pendente) претендовала на внесение в список семи чудес света Нового времени. Хотя башня осталась вне списка, это нисколько не преуменьшает ее всемирной славы. Самое главное чудо – постепенное смещение ее вертикальной оси примерно на 4° градуса к югу.
Некоторым историкам казалось, что эффект «падения» башни был заложен в первоначальный архитектурный проект. Однако, это не так. Дело в мягком и вязком пизанском грунте, на котором была возведена башня, причем, с северной стороны почва оказалась тверже, чем с южной. Высота башни 56 метров, чуть больше высоты собора Вознесения Богоматери, чьей колокольней она является. Строительство началось в 1173 г., имя архитектора так и не установлено.

 

Torre Pendente, foto di Massimo Lenzo

Пизанская башня, фото Массимо Лензо

 

Многие считают, что им был Диотисалви, который ранее приступил к строительству баптистерия, а Джорджо Вазари в своей знаменитой книге «Жизнеописания художников» утверждает, что зодчим стал Бонанно Пизано. Нижний регистр башни представляет собой классический пример пизанского зодчества: глухие арки с полуколоннами, украшенные кессонами с резными розетками внутри, такие же, как на нижнем ярусе баптистерия и собора. В первый этап строительства было возведено два с половиной регистра. Постройка возобновилась в 1275 г. под руководством архитекторов Джованни ди Симоне и Джованни Пизано.

 

Были добавлены еще три яруса, призванные уравновесить наклон падающей башни. Завершилось строительство в течение следующего столетия. В результате башня представляет собой здание из восьми регистров, шесть средних из них — романские аркады на колонках, а верхний ярус прорезан арками для колоколов и сверху украшен двумя аркатурными поясами. Колоколов всего семь, у каждого свое имя и свой тон. Самый первый, по-имени Паскверечча (Pasquereccia), занявший особое место в истории Пизы, играющий ноту соль-бемоль, был отлит в 1262 г. мастером Лоттеринджо ди Бартоломео. Второй колокол Терца (Terza) передающий ноту си-диез, отлит безымянными мастерами родом из Лорене и Альсации в 1473 г. Небольшой Веспруччо (Vespruccio) – нота ми, был выплавлен в 1501 г.

Torre Pendente, foto di Stefania Consani

Пизанская башня, фото Стефании Консани

 

Крочифиссо (Crocifisso) –нота до диез, был отлит в 1572 г. мастером Винченцо Посенти и переплавлен в 1818 г. Гуаланди да Прато. Колокол Даль Поццо (Dal Pozzo) – нота соль, изготовленный в 1606 г., был разрушен в результате бомбардировок времен Второй Мировой войны и после реставрации был отправлен в музей, а на его место в 2004 г. был повешен точно такой же. Самый большой колокол Ассунта (Assunta) – озвучивающий ноту си, был отлит в 1654 г. Джованни Пьетро Орланди. И последний, Сан Раньери с нотой ре диез, неоднократно переплавленный, последний раз в 1735 г. по проекту Пьерфранческо Берти ди Лукка.
Всякий раз в полдень и перед мессой можно услышать колокольный перезвон, хотя в древности каждый колокол звонил в свой установленный литургический час. Паскверечча звучал перед Пасхой, Терца в третий час литургического дня (в 9 утра), а Веспруччо во время, именуемое Веспри, в 7 часов пополудни. Существует легенда, что именно на верхушке Пизанской Башни великий Галилей проводил один из своих знаменитых опытов.

Карта

СЕТЬ
×