Капелла Скровеньи

Cappella degli Scrovegni facciata esterna Padova Italy AVRVM

Падуя - 5 февраля 2016 - Федерика Фаваро

В самом начале XIV в. в садах, раскинувшихся на руинах древнеримского амфитеатра (Arena romana), построенного около 60-70 гг. н.э. и немногим уступавшего по размерам амфитеатру в Вероне (Arena di Verona), была возведена знаменитая Капелла Скровеньи, полностью расписанная Джотто ди Бондоне с учениками. Ныне Капелла входит в состав комплекса Городского Музея. Имя зодчего не установлено, а архитектура уступает по своему значению великолепному живописному убранству. Заказчик постройки Энрико Скровеньи для украшения интерьера пригласил знаменитого художника Джотто, а также скульптора Джованни Пизано, заказав ему изваять три мраморные алтарные статуи. Джотто уже тогда был прославленным живописцем, к тому времени он расписал по заказу папы церковь Св. Франциска в Ассизи, базилику Сан-Джованни ин Латерано в Риме, церковь Св. Антония и Дворец Правосудия (Palazzo della Ragione) в Падуе. В Капелле Скровеньи, посвященной Богоматери Милостивой (Madonna della Caritа) и имевшей престольным праздником Благовещение (25 марта по католическому календарю), флорентийский художник разместил сцену Благовещения на арочных столбах апсиды: на южном — Архангела Гавриила, на северном – Богоматерь. Ярусом ниже представлены две евангельские композиции «Иуда получает 30 сребренников» и «Встреча Марии и Елизаветы». Стены единственного нефа опоясывают повествовательные циклы Жития Богоматери и Иосифа-обручника в верхнем ярусе; земной жизни Христа в среднем и нижнем ярусах. Всего представлено шестнадцать нарративных сцен на южной стене и восемнадцать на северной. Внизу, под житийными циклами изображены аллегории пороков и добродетелей. На западной стене над порталом представлена композиция Страшного суда: вверху изображен Христос-Судия, фланкируемый апостолами, архангельскими и ангельскими силами. Справа от расположенного в центре Креста распятия представлены восставшие праведники, ведомые воскресшим Христом, а слева грешники, окружающие сатану, пожирающего осужденных на вечные муки. У подножия Креста, по правую руку изображен сам Энрико Скровеньи, подносящий Богоматери, юному Иоанну Богослову и неизвестной святой (вероятно,Екатерине Александрийской), построенный им храм, в оставление грехов своему усопшему отцу Реджинальдо, при жизни занимавшемся ростовщичеством, как об этом свидетельствует Данте в XVII песне «Ада». На своде капеллы на небесно-синем фоне, среди золотых звезд, в мандорлах представлены образы Христа в окружении четырех евангелистов и Богоматери с Младенцем в окружении четырех пророков со свитками. Прежде в алтаре капеллы возвышалось грандиозное иконописное Распятие, также кисти Джотто, ныне находящееся в коллекции расположенного поблизости Городского Музея Эремитани.
Фрески Джотто в Капелле Скровеньи являются вершиной творчества художника и непревзойденным шедевром западноевропейского искусства, наравне с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле в Риме. Именно с фрескового цикла Джотто началась новая эра в истории живописи: преодоление господствовавшего византийского «отвлеченного искусства», сменившегося более естественными и реалистичными человеческими изображениями. Благодаря этим росписям Джотто был провозглашен первым художником Нового Времени.

Капеллу Скровеньи можно посетить только по предварительной записи по тел: +39 049 2010020, позвонив с понедельника по пятницу с 9:00 до 19:00 или в субботу с 9:00 до 18:00; или записаться на сайте: www.cappelladegliscrovegni.it.

Карта

СЕТЬ
×