Дворец дожей и свинцовые камеры «Пьомби»

B007-Palazzo Ducale

Венеция - 12 февраля 2016 - Марио Антон Орефиче

Прежде чем зайти во Дворец Дожей — шедевр венецианской готики, обойдите его снаружи и полюбуйтесь фасадами, — предлагает Джон Раскин в книге «Камни Венеции» («Le pietre di Venezia») . Глядя на дворцовый фасад, граничащий с собором Сан Марко, обратите внимание на «Бумажную дверь» (Porta della Carta), названную так, потому что за ней находился архив и принимались новые законы, а у порога зарабатывали на хлеб уличные писцы. На архитраве над проемом «Бумажной двери» изображен дож Франческо Фоскари, преклонивший колена перед львом — символом «Безмятежной».

 

Palazzo Ducale dall'alto
Palazzo Ducale dall’alto

 

На углу ложи представлена скульптурная сцена Суда Соломона. Пройдите вдоль фасада в сторону моря до противоположного угла с мраморными статуями Адама и Евы; затем проследуйте по набережной Невольников (Riva degli Schiavoni) — на нее выходит главный, южный фасад, обращенный к морю: там вы увидите вход во дворец, именуемый «Пшеничные ворота» (Porta del Frumento), откуда начинается обзор палаццо. Дойдите до «Соломенного моста» (Ponte della Paglia) — идеального места, чтобы сфотографироваться на память: отсюда виден дворцовый фасад, выходящий на канал и Мост Вздохов, который соединяет палаццо с Новыми тюрьмами (Prigioni Nuove). На углу дворца представлена скульптурная сцена, изображающая опьянение Ноя. Вернитесь обратно и осмотрите внимательно капители тридцати шести колонн, богато украшенные фигурками и сценками: на первой капители, считая от «угла Ноя», изображен мальчик с гребнем в одной руке и ножницами в другой; на следующей змея, прикасающаяся языком к птичке; на третьей женщина в короне; затем три младенца; на пятой три римских императора и т. д. Поразительно разнообразие персонажей и сцен, запечатленных в мраморе, самые древние из которых относятся к XIII веку.

 

Palazzo Ducale
Palazzo Ducale

 

Давайте войдем внутрь. Во дворике наше внимание немедленно привлечет Лестница Гигантов (Scala dei Giganti) XV века, осененная величественными статуями Марса и Нептуна. Поднявшись по лестнице на этаж с ложами, обязательно зайдите в «Зал Ларца» (Sala dello Scrigno), «Зал Морского Ведомства» (Sala della Milizia da Mar), «Зал Цензоров», «Зал Магистрата» (Sala dell’Avogaria), откуда по каменному переходу можно вернуться к «Залу Ларца», а из него выйти на двухэтажный крытый Мост Вздохов.
«Золотая Лестница» (Scala d’Oro) дворца ведет наверх в патрицианские залы; первая площадка лестницы посвящена Венере, а вторая Нептуну — символу морской власти венецианцев. На втором этаже расположен «Зал Алых Тог» (Sala degli Scarlatti), названный так в честь советников дожа, которые носили тоги алого цвета, затем просторный «Зал Карт», «Зал Гримани» с полотном «Оплакивание Христа», кисти Джованни Беллини, «Зал Философов», покои дожа и «Зал Щитоносцев». Выше этажом расположен «Атрий», украшенный фресками Тинторетто, Веронезе и Бассано, дальше «Зал Четырех Дверей» (Sala delle Quattro Porte) — архитектор Андреа Палладио, фресковые росписи здесь выполнены Тинторетто. Затем «Зал Коллегии», «Зал Сената», где можно полюбоваться картиной кисти Якопо и Доменико Тинторетто под названием «Венеция, сидящая среди богов и получающая дары моря». Здесь же «Зал Совета Десяти», «Зал Компаса» с окошком для тайных доносов, «Комната Трех Инквизиторов», «Зал Пыток», где допрашивали «с пристрастием» подозреваемых, и откуда был переход в верхние тюремные камеры, названные «Пьомби» («Свинцовые»), поскольку металлические перекрытия в этих помещениях были из свинца. Эти камеры наводили меньший ужас, чем «Колодцы» (Pozzi) –самые тесные и сырые камеры подземной тюрьмы. 1 ноября 1756 года из «Свинцовых» бежал Джакомо Казанова, который впоследствии написал о побеге: «Я положился на волю Божию, испрашивая у Него помощи, а не чудес”.

 

Карта

СЕТЬ
×