Кампосанто

Camposanto - Stefania Consani

Пиза - 17 декабря 2013 - Карина Мамалыго

Завершающим аккордом архитектурного ансамбля Соборной площади явилось строительство мемориального кладбища Кампосанто (Camposanto), что в переводе означает «Святое поле». Святости этой земле придавала почва, привезенная во время Крестовых походов с Голгофы из Иерусалима. Возведение монументального комплекса началось в 1277 г., впервые название «Кампо Санто» упоминается в письменных документах под 1287 г. и вплоть до 1406 г. этот термин не употребляется в источниках за пределами Пизы.

Кладбище расположено с севера от главного входа собора Вознесения Богоматери. Грандиозная постройка архитектора Джованни ди Симоне, начатая в 1278 г., повторяет собой форму античного перистиля: внутренний двор окружают четыре крытые галереи, которые в числе прочих хранят в себе драгоценные мраморные саркофаги древнеримских времен. Внешнюю южную стену украшает ряд глухих арок, характерных для романской архитектуры, а вход увенчивает причудливый стрельчатый табернакль со скульптурным изображением Мадонны с Младенцем в окружении четырех святых. Внутренняя стена прорезана просторными готическими окнами, льющими свет в сумрачное пространство крытых галерей. Восточную часть комплекса покрывает купол – символ неба — упование об особом небесном покровительстве над погребенными в этой части мемориала.

Particolare del Camposanto - Stefania Consani

Кампосанто — фотография Стефании Консани

 

 

 

Росписи Кампосанто, выполненные в XIV-XV вв. на северной, южной и восточной стенах галерей были разрушены прямым попаданием авиационной бомбы в 1944 г. Пострадала композиция «Сотворение мира» неизвестного сиенского мастера, двадцать три ветхозаветные сцены и фреска «Поклонение волхвов» Беноццо Гоццоли. Были значительно повреждены сцены «Страшный Суд», «Ад», «Фиваида», «Триумф Смерти». Фрагменты этих фресок реставраторы поместили на алебастровые щиты в интерьерах галерей, но и в таком виде росписи производят неизгладимое впечатление.

Camposanto - Stefania Consani

Кампосанто — фотография Стефании Консани

 

Дух этой живописи передает мироощущение человека эпохи треченто. Литературными источниками «Фиваиды» послужили не канонические жития египетских отшельников, а их упрощенное переложение, выполненное отцом-домениканцем Доменико Кавалька. Источником «Триумфа Смерти» стали не библейские притчи, а популярная легенда о трех королях и трех мертвецах, распространенная в Европе еще с X-XI вв. и наряду с ней нарождающаяся светская литература: поэтические произведения Якопоне да Тоди о бренности бытия и бессмертная «Божественная Комедия» Данте. Все четыре упомянутые фрески приписываются авторству художников различных школ: болонской, флорентийской, сиенской, но последнее мнение, высказанное историком искусства Л. Беллози, относит эту живопись к творчеству пизанского мастера Буонамико Буффальмако.(1290 г.-после 1341 г.).

 

 

Camposanto - Stefania Consani

Кампосанто — фотография Стефании Консани

 

Росписи передают атмосферу «Пира во время чумы»: развлечения знати, куртуазных юношей и жен, которых подстерегает неминуемая смерть в виде фурии с косой. Кстати, такой образ смерти впервые появился именно в стенописях Кампосанто. Основой изобразительного ряда здесь является уже не символ, как в более ранней пизанской живописи, ориентированной на Византию, а аллегория, передающая двойственность сознания человека этой эпохи: привязанность к земной красоте и благам и ужас неминуемой кончины, ожидающей всех – папу, короля и слугу. Повествовательность и назидательность изображенных сцен подчеркивается картушами с зарифмованными текстами о скоротечности земной жизни. Обнаженные фигуры в руках ангельских и демонских существ, согласно не отвергнутой до конца средневековой традиции, означают души, покидающие свои земные пристанища.

Карта

СЕТЬ
×