Музей Византийских и поствизантийских икон Сан-Джорджо деи Гречи

Picture 036

Венеция - 13 мая 2016 - Джанкарло Пеллегрини

Каждый путешественник, прибывший в Венецию, считает своим долгом посетить Базилику Святого Марка, и, несмотря на колоссальное количество туристов, толпящихся на площади, терпеливо ждет своей очереди попасть в эту сокровищницу шедевров мозаичного искусства. В один из таких моментов ожидания на площади Сан-Марко мой взгляд случайно упал на маленькую вывеску желтого цвета на стене по левую сторону от Базилики. На вывеске красовалась стрелка и надпись: «Греческий институт Византийских и поствизантийских исследований Сан-Джорджо деи Гречи».

 

 

Discesa nell'Ade - artista sconosciuto di Instanbul

«Сошествие во ад», XVI век, неизвестный греческий иконописец

 

 

Il secondo Avvento - Frangias Kavertzas

«Страшный Суд» — Франгиас Кавертзас

 

Не думаю, что многие обращают внимание на этот знак, однако примечательно то, что в сердце Венеции, рядом с Базиликой Святого Марка находится указатель на еще один уникальный памятник города, нисколько не уступающий по своей культурной ценности Сан-Марко и являющийся ярким свидетельством связи Венеции с Востоком. Согласно многочисленным историческим источникам, Венецианская республика гораздо охотнее завязывала контакты с восточными странами, чем с континентом, и могла по праву считаться восточной столицей Запада. Если следовать указателю, то он приведет к месту, которое в наше время носит название Сан-Джорджо деи Гречи. В древности тут была расположена Сколетта (школа), которая впоследствии превратилась в дом монашеского ордена деи Гречи, к которому был присоединен близлежащий палаццо дель Колледжо деи Фланджини. 

 

 

 

 

 

 

 

San Giovanni Evangelista e Prohoros

Св. Иоанн Богослов с Прохором

 

Именно здесь на свет появилась первая коллекция византийских и поствизантийских икон, сформированная из поступивших в дар братству произведений. Греческий институт Византийских и поствизантийских исследований был основан в 1951 г. К этому же времени относится первая классификация произведений, выполненная директором Византийского музея и музея Бенаки в Афинах Манолисом Xадзидакисoм. То, что для проведения работ по анализу и каталогизации этого богатейшего собрания (350 икон, миниатюры, вышитые церковные облачения и богослужебные предметы) в Венецию был приглашен самый крупный на тот период специалист, дает представление о важности коллекции.

 

 

В 1959 г. под руководством Софии Антониади была проведена реконструкция музея, существенно улучшившая планировку помещения, и в ходе последующих десятилетий музей приобрел свой современный вид. В 1999 г. в Институте было произведено еще одно грандиозное преобразование: коллекция икон была разделена по историческим периодам, начиная с византийского (XIV в.) и заканчивая поствизантийским (XV-XVI-XVII вв.). В стенах музея хранятся произведения уникальной ценности, которые, к тому же, позволяют проследить за развитием иконографии в течение веков. Падение Константинополя в 1453 г. привело к бегству многих иконописцев и владельцев икон и их переезду на близлежащие побережья и острова, в том числе на остров Крит. Так роди- лась связь между Венецией и Критом, о которой свидетельствуют многочисленные перекрестные культурные влияния. Сегодня с уверенностью можно утверждать, что после Византийского музея в Афинах Венецианский музей является вторым по важности музеем византийского искусства в Европе. Здесь находятся произведения многих знаменитых авторов (М. Дамаскинос, Г. Клонтцас, Е. Ламбардос, Ф. Кавертцас, Г. Апакас, Т. Батас, Е. Тцанес Буниалис и т.д.), а также работы неизвестных мастеров. Анализируя экспонаты музея, несложно заметить ту эволюцию стиля, которая привела к появлению нового крито-венецианского направления в искусстве иконы.

 

 

Il secondo Avvento di George Klontzas

«Страшный Суд» Георгиос Клонтзас

Многие произведения коллекции заслуживают подробного описания, и, должно быть, после посещения музея у каждого гостя появится своя любимая икона. «Рождеcтвo Иисуса Христа», «Успение Богородицы», две иконы «Сошествие Христа в ад», «Не прикасайся ко Мне», «Иисус с Иоанном Крестителем», «Святой Иоанн Богослов и Прохор» — лишь некоторые из собранных в этом венецианском «ларце» произведений. Однако, в целом коллекцию стоит рассматривать как экскурс в необыкновенно разнообразную историю византийской иконы. Поклонники этого изобразительного искусства смогут здесь полюбоваться мастерством рисунка и композиции, яркостью цветов, умелой игрой света и тени, хроматической гармонией и равновесием, а также той духовностью и теологической «правдивостью», которые должны лежать в основе любой настоящей иконы.

 

 

 

 

Карта

СЕТЬ
×