Венеция - 18 января 2017 - Уго Панкани
Их сооружение восходит к 1493 году, когда Светлейшая республика Венеция поручает Джан Паоло и Джан Карло Ренье, отцу и сыну, часовым мастерам из Реджо-Эмилии, создать механизм новых часов общественного пользования, которые будут размещены на площади Сан-Марко. В то время еще не было определено, где конкретно на площади они будут находиться, в 1495 году было принято решение построить данную башню. Строительство продолжалось три года, и для ее возведения пришлось разрушить некоторые здания Прокураций на площади Сан-Марко.
В то же время, в декабре 1497 года, Симоне Кампанато отливает большой колокол (высота 1,56 м, диаметр 1,27 м), помещенный на вершине башни вместе с двумя «маврами» (высота которых 2,6 м), которые бьют в него поочередно своими молотками.
Статуи представляют собой двух пастухов, и темный налет, сформировавшийся на их поверхности в течение короткого времени, благоприятствовал получению данного прозвища – «мори» – мавры; данный механизм функционирует и сегодня. Изначально часы были снабжены другим колоколом просто с двумя молотками, он звучал незадолго до нынешнего, привлекая всеобщее внимание к ударам, которые чуть позже начнут исполняться «маврами».
Часы были торжественно открыты 1 февраля 1499 года дожем Агостино Барбариго и сразу же среди венцианцев начали называться великим чудом благодаря автоматическим элементам и необычным указаниям на циферблате. Расположение часов на башне площади, которые хорошо видны с моря, безусловно, не было случайностью; они вскоре становятся символом богатства Венеции.
Часы приводились в движение весами, имея спусковой механизм с горизонтальным маятником. Очень мало известно о механизме, но большой диковинкой стала композиция «Шествие волхвов»: три царя шествовали перед позолоченной статуей Мадонны с младенцем, затем кланялись, всей процессии предшествовал Ангел-глашатай, дующий в трубу. Следует обратить внимание, что труба на самом деле издавала звук при помощи воздуходувных мехов и трубки. В настоящее время статуи волхвов не являются оригинальными 1499 г., но представляют собой очень точную копию.
Астрономические указатели были, безусловно, наиболее интересной частью механизма. На основном циферблате диаметром 4,5 м, разделенном на 24 сегмента в соответствии с итальянским времяисчислением, в концентрических кругах можно было прочесть положения планет согласно системе Птолемея: Сатурн, Юпитер, Марс, Венера и Меркурий, положение солнца, помещенное в Зодиакальный круг, и указание лунных фаз. Другой циферблат на задней части Башни, показывает только время.
Первым мастером, который осуществлял починку часов, был Джан-Карло Раньери, и с самого начала правительство Светлейшей Венецианской Республики позволило ему вместе со всей семьей жить в Башне, таким образом, положив начало традиции, которая будет длиться до 1998 года. До сих пор возможно посетить квартиру, где жили мастера.
Около двух с половиной веков ведутся работы по реставрации часов и расширению здания башни.
Наиболее значительное вмешательство осуществляется в 1755 году под руководством Бартоломео Феррачина, считавшегося самым знаменитым часовщиком того времени. Он соорудил полностью новый механизм, исполльзуя самые последние достижения часового дела, которые имели место в течение этого длительного периода. Среди этих новшеств, безусловно, наиболее инновационным является применение маятника в качестве регулирующего органа, его общая длина составила 4 метра, что обязало Феррачину создать углубление в полу, которое позволило бы свершать свободные колебания. Фото 1857 г. демонстрирует вид на линзу маятника, который колеблется внутри стеклянной конструкции в комнате, находящейся ниже.
С реставрацией в 1857 г., выполненной Луиджи де Лучия, часы Сан-Марко становятся одними из первых башенных часов в мире с цифровым указанием времени. Это стало возможно благодаря использованию двух больших колес, называемых tàmbure, с двенадцатью панелями из перфорированного металла, которые покрыты стеклами и воспроизводят одно указание – часов — римскими цифрами, а другое – минут – арабскими, с интервалом в пять. Панели подсвечиваются изнутри с помощью газовых лампочек (затем преобразуется в электрическую энергию) для того, чтобы эти указания были четко видны даже в ночное время суток.
К сожалению, работы Феррачины изменили циферблат: вместо итальянского времяисчисления (деление на 24 часа) имеем 12-часовое; лишь в 1896 году был вновь обретен оригинальный циферблат, каким мы и видим его сейчас.
Восстановительные работы продолжаются вплоть до наших дней; одно из последних вмешательств было осуществлено в 1996 году Альберто Горла, при помощи и поддержке Джузеппе Бруза и было профинансировано швейцарской компанией Haute Horlogerie Piaget. В настоящее время вы можете посетить часы и увидеть значительные изменения после последней реконструкции.
Copyright © Next Asset Srl - P. Iva 03167241201