Национальный Музей Сан Маттео

Maestro bizantino, crocifisso del Museo Nazionale di San Matteo, Pisa, 1230 circa, tavola sagomata

Пиза - 17 ноября 2017 - Карина Мамалыго

 

 

 

 

 

 

Пройдите по берегу реки Арно и остановитесь напротив прекрасного монастырского комплекса XI в. Сан Маттео ин Соарта, прежде принадлежавшего монахиням-бенедектинкам, а ныне являющегося Национальным Музеем живописи, скульптуры, прикладного искусства и археологии. Компактная постройка монастырского ансамбля включает несколько базиликальных зданий, звонницу и обширный монастырский двор, окруженный крытыми галереями с арками. В центре двора расположен колодец – привычная деталь средневековых итальянских монастырей.

Отличительная особенность архитектурного убранства бывшего аббатства Святого Матфея заключается в особом декоре фасадов зданий. Обратите внимание на облицовку боковой стены базилики, выходящей на набережную: здесь использованы глухие полукруглые арки, украшенные перспективными ромбовидными кессонами – характерной деталью декора пизанских храмов, прежде всего, городского собора Вознесения Богоматери. (Duomo di Santa Maria Assunta).

Croce num. 15, maestro sconosciuto

Croce num. 15, maestro sconosciuto

В Италии было построено такое множество каменных монастырских ансамблей, что в процессе секуляризации общественной жизни итальянцам пришлось подумать, как наилучшим образом использовать эти крепкие, красивые средневековые здания. В отреставрированном монастырском комплексе в 1949 г. был открыт Национальный Музей. Собрание, представленное здесь, имеет свою долгую и сложную историю. 

Его основой послужила коллекция живописи и скульптуры пизанских и тосканских мастеров, собранная каноником городского собора Вознесения Богоматери, Себастьяно Цуккетти (1796 г.). Со временем основная коллекция обогатилась произведениями из других частных коллекций, прежде всего, начиная с эпохи Наполеона, разорявшего и закрывавшего древние итальянские церкви и монастыри. 

Со временем основная коллекция обогатилась произведениями из других частных коллекций, прежде всего, начиная с эпохи Наполеона, разорявшего и закрывавшего древние итальянские церкви и монастыри. Собрание было размещено на хранение под крышей Академии Изящных Искусств Пизы, а в 1893 г. оно оказалась в стенах отреставрированного пизанского монастыря Святого Франциска, провозглашенного национальным памятником и превращенного в Городской Музей искусств. Таким образом, впоследствии, коллекция средневековой живописи и скульптуры была перенесена из одного средневекового монастыря в другой, на берегу Арно. 

Среди произведений, представленных в музее, заслуживают особого внимания этрусская, раннехристианская и средневековая скульптура, восточная и итальянская керамика, драгоценные манускрипты, византийские иконы и религиозная живопись Симоне Мартини, Гирландайо, Мазаччо. Но смысловым ядром коллекции, несомненно, служит собрание иконописных распятий, прежде являвшихся объектами поклонения и молитвы в тосканских церквях, и признанных жемчужиной пизанской школы живописи. Именно в Пизе на рубеже XII-XIII вв. произошло знаменательное событие: иконографический тип «Христос Страдающий» («Christus Patiens») сменил более древний тип «Христос – Победитель смерти» («Christus Triumphans»).

В этой иконографии, происходящей с христианского Востока, Христос представлен стоящим вертикально на кресте, со спокойным лицом, открытыми глазами, горизонтально раскинутыми руками, параллельно перекладине креста. Ноги Спасителя прибиты двумя гвоздями.

Giunta Pisano "San Francesco e sei storie della sua vita" 1250-60 circa

Giunta Pisano «San Francesco e sei storie della sua vita» 1250-60 circa

Именно перед таким образом молился Святой Франциск (Распятие Сан-Дамиано, ок.1100 г.; в коллекции Музея: Распятие №15, 1177-1200 гг.), именно такие Распятия писал знаменитый художник пизанской школы Берлингьеро Берлингьери: одно из них — «Распятие из Фучеккьо» (1225-1230 гг.), представлено в экспозиции Музея Сан Маттео, а другое — «Распятие из Лукки» в Национальном Музее Вилла Гвиниджи в Лукке.

Новая иконография Христа Страдающего, где Спаситель изображен со склоненной вправо головой, закрытыми глазами, провисшими под перекладиной креста руками, ( новое западное отличие — ступни, прибитые к кресту одним гвоздем), была известна в Византии уже в XI веке. 

Maestro bizantino, crocifisso del Museo Nazionale di San Matteo, Pisa, 1230 circa, tavola sagomata

Maestro bizantino, crocifisso del Museo Nazionale di San Matteo, Pisa, 1230 circa, tavola sagomata

Ее возникновение, скорее всего, связано с богословием кенозиса — человеческого умаления Христа. Не исключено также, что Распятие «Christus Patiens» было вдохновлено нерукотворным образом Спасителя, запечатленном на Туринской плащанице, которая до 1204 г. хранилась в Константинополе. У истока этой иконографии, возобладавшей в пизанской школе и распространившейся по всей Италии, стоит безымянный византийский иконописец, появившийся в Пизе на рубеже веков (Распятие №20, ок.1210 г.; Музей Сан Маттео). Его манеру продолжил пизанский художник Джунта ди Капитино, по прозвищу Пизано, родившийся на рубеже XII-XIII вв. (Распятие из церкви Сан Раньерино, ок.1250 г; Распятие из церкви Сан Бенедетто. ок. 1250-1260 гг., оба в Музее Сан Маттео). Развитие новой иконографии Христа Страдающего связывают также с именем Святого Франциска (и его последователя Ильи Кортонского), подчеркивавшего в своей проповеди аспект земных страданий Бога и человека. Икону святого Франциска с шестью клеймами чудес, кисти Джунта Пизано, можно увидеть в экспозиции Музея Сан Маттео.

Национальный музей Сан Маттео

Пьяцца Сан Маттео в Соарте, 1  

56126 Пиза

www.polomusealetoscana.beniculturali.it

Карта

СЕТЬ
×