Революция: от Шагала до Малевича, от Репина до Кандинского

2.-Repin.-17-Ottobre-1905.

выставка русского и советского искусства в Музее современного искусства в Болонье (MAMbo)

Болонья - 7 декабря 2017 - Карина Мамалыго

Только после Великой русской революции 1917 года художники смогли осуществить свое призвание — строить мир на совершенно новых основах, но, главное, они поверили и заставили поверить других в возможность формирования нового человека! 

Западный зритель, хорошо знакомый с творчеством В. Кандинского, К. Малевича, М. Шагала, А. Родченко, Н. Гончаровой, М. Ларионова, привык делить русское искусство эпохи революционных преобразований строго на два периода: 20-х и 30-х годов, на русский авангард и сталинский соцреализм. Но вместе с тем существует другая точка зрения на линию развития живописи, протянутую сообществом художников-передвижников и их учеников через многие десятилетия — от середины XIX почти до конца XX века. Задачей этих живописцев стало отображение реальности русской жизни во всех ее проявлениях: духовной, исторической и социальной. 

Один из выдающихся представителей этой школы Илья Ефимович Репин стал учителем многих советских художников, создавших стиль социалистического реализма. На выставке в Музее современного искусства в Болонье (МАМbо) будут представлены два поздних полотна мастера, только отчасти отражающие его художественные и социальные идеи. Картина Репина «Какой простор!» написана в 1903 году, когда сообщество передвижников уже пережило свой расцвет. Это произведение — гимн человеческим надеждам на счастье и свободу, однако изображены здесь не молодые крестьяне или рабочие, а юная дама и студент — представители буржуазии, стоящие среди вспенившихся волн осеннего Финского залива. Известно, что художник был не вполне доволен своим полотном, он воспринимал его как незаслуженный комплимент «белоподкладочному» студенчеству, будущему участнику буржуазной революции 1905-го. Сама демонстрация 17 октября 1905 года представлена на одноименной картине Репина: на ней мы видим тех же студентов, молодых дам и господ. 

Ilya Repin, "Che libertà!", olio su tela, 1903 ©State Russian Museum, St. Petersburg

Илья Ефимович Репин, «CКакой простор!», холст, масло, 1903 ©State Russian Museum, St. Petersburg

Одним из первых учеников Репина стал Валентин Серов, признанный мастер реалистического портрета. Картина Серова «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?», представленная в экспозиции и цитирующая слова народной песни, изображает расстрел солдатами безоружной рабочей демонстрации 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге, прозванный в народе «Кровавым воскресеньем». Расстрел Серов видел своими глазами; в знак протеста он отказался от звания действительного члена Академии художеств в Санкт-Петербурге, а впоследствии подарил картину Максиму Горькому. В «Портрете Иды Рубинштейн» Серов отходит от реалистической манеры: незадолго до смерти он пишет этот портрет в стиле символизма, близком к стилистике модного тогда объединения «Мир искусства», которое исповедовало идею «чистого искусства». По замыслу художника, восточная красота танцовщицы должна была напоминать о египетских фресках, именно поэтому он пишет ее фигуру в три четверти, в одной плоскости со стеной. Среди учеников Репина был и Исаак Бродский, ставший после 1917 года одним из столпов советского соцреализма. На выставке представлено монументальное панно «Передача знамени парижских коммунаров московским рабочим на Ходынке в Москве» (1932), отражающее одно из памятных событий ранней советской истории. 

Знаменательно, что сын солдата Илья Репин начинал свою художественную карьеру учеником иконописца, так же как и великолепный Кузьма Петров-Водкин, всем сердцем принявший революцию. На выставке экспонированы четыре картины Петрова-Водкина из собрания Русского музея, но, к сожалению, они лишь частично отражают гений этого художника. Его самые выдающиеся работы — «Купание красного коня» и «Петроградская мадонна» — находятся в коллекции Третьяковской галереи. На выставке же в Болонье представлены «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914–1915), «На линии огня» (1916), посвященная событиям Первой мировой войны, «Фантазия» (1925), непосредственно связанная с «Купанием красного коня» (1912), и «Рабочие» (1926). Самое раннее из экспонируемых полотен — «Богоматерь Умиление злых сердец» — относится ко времени Первой мировой войны и является ответом на то зло и хаос, которые охватили мир и Россию. Название картины — это синтез названий двух типов русских богородичных икон: «Умиление» и «Умягчение злых сердец» (последним молились, чтобы остановить вражду). Сама иконография картины — Матерь Божья с поднятыми руками, в ярко-красном покрывале, — относит нас к новгородскому типу иконы «Знамение»; известно также, что Петрова-Водкина поразили вновь открытые тогда новгородские иконы с ярко-красным, звонким, открытым, локальным цветом. Уже в этой работе видна сложившаяся палитра художника: красный, синий и желтый, а также его отношение к перспективе. Перспективу, которую Петров-Водкин создавал в своих композициях, он называл сферической: сфера — совершенная форма, символизирующая универсум, бесконечный во времени и пространстве, а всем своим полотнам мастер придавал символическое значение. В картине «На линии огня» изображено русское воинство; на первом плане — солдаты, за ними — земля в синих тонах, также данная в сферической перспективе. Вертикальной «осью» картины является фигура солдата, пораженного в сердце; он опирается только одной ногой о землю, будто взлетает; его нежный лик представлен в три четверти, как у ангела на древнерусских иконах, и это не случайно. Ангелы зовутся «небесным воинством», и земной воин, воюющий за правду, присоединится к ним. «Фантазия», как уже упоминалось, непосредственно связана со знаменитым «Купанием красного коня». В обеих работах центром композиции является грандиозное алое пятно коня; в первой сцене конь спокоен, только переднее копыто поднято в ожидании шага, как на древнерусских иконах конных воинов-мучеников; вокруг копыта видно завихрение сферического пространства, именно отсюда вырвутся вихри, преобразующие Россию и мир. Идеальный образ обнаженного мальчика-всадника — вне времени, это символ, как и конь — символ России. На картине «Фантазия» конь уже вырвался на простор, он мчится ввысь, на нем встревоженный седок, который еще не знает, куда вынесет его этот конь. Под копытами коня — Русь в сине-зеленых тонах, с избами и церквами, представленная в сферической перспективе — как целая вселенная. Полотно «Рабочие» изображает человеческие типы: их четверо, выразительны жесты их тяжелых, мускулистых рук, грубы их лица, они — люди «от земли, от станка». На первом плане — обобщенный тип, трагическим выражением лица приближающийся к огрубленному иконописному; второй, с открытым лицом, отдаленно напоминает самого художника; а третий, представленный резко в профиль и противоположный первому, несет в себе оторванность от корней, сомнение и шаткость. Четвертый тип кажется почти незавершенным. 

Не случайно горячее участие Петрова-Водкина в революционных преобразованиях. Он был художником из народа и перенес композиционные приемы древних икон в свои революционные полотна. Пролетарскую революцию горячо поддерживали представители старообрядчества, начиная с купцов и фабрикантов, которые, с одной стороны, занимались поиском, реставрацией и коллекционированием древних икон, а с другой — финансировали революционное движение. Теперь известно, что фабричные рабочие из старообрядцев зачастую составляли вместе с владельцами заводов одну социально-религиозную общину. Все вместе они мечтали освободиться от царской власти Романовых и от власти Церкви, отвергшей старообрядцев в результате церковного раскола в 1654 году. 

Валентин Серов, «Портрет Иды Рубинштейн», холст, масло, 1910 ©State Russian Museum, St. Petersburg

Valentin Serov, Ritratto della ballerina Ida Rubinstein, olio su tela, 1910 ©State Russian Museum, St. Petersburg

Еще одним художником, изображавшим народную стихию: крестьян, горожан и купцов, был ученик Репина Борис Кустодиев. В болонском музее выставляются два произведения живописца. Первое — дореволюционная «Купчиха» (1915), изображающая не отдельного персонажа, а женский тип, принадлежащий к определенному социальному слою — сословию купцов, живших на Волге (сам художник родился в Астрахани); эта картина перекликается с произведениями А. Н. Островского, бытописателя русской купеческой жизни. Яркие, контрастные краски — лиловое платье героини против желтой листвы осеннего пейзажа и золота куполов — напоминают о народном искусстве лубка. Второе полотно, выбранное для выставки, — послереволюционное панно «Праздник на площади Урицкого в честь открытия II конгресса Коминтерна» (1921). Оно представляет собой коллективный портрет людей, победивших в революции, на фоне бывшего царского дворца. Зимний дворец затушеван: это — прошлое; на первом плане — представители разных народных слоев и алые стяги, символ победившей революции. Красный цвет всегда был любим русским народом, он занимает огромное место как в древних иконах, так и в советском искусстве: не случайно в древнерусском языке «красный» означает «красивый». 

Линию русского живописного реализма в строящемся социалистическом государстве в 30-х годах ХХ века продолжили советские художники: A. Самохвалов, A. Пахомов, К. Юон, И. Бродский, B. Купцов, B. Малагис, скульптор В. Мухина и другие авторы,  которые будут представлены в экспозиции в Музее современного искусства в Болонье.

 

Революция: от Шагала до Малевича, от Репина до Кандинского

с 12 декабря 2017 по 13 мая 2018

Музей современного искусства в Болонье (MAMbo)

Виа Дон Джованни Минцони, 14

40121 Болонья

mostrarevolutjia.it

Фотогалерея

СЕТЬ
×