Базилика Св. Стефана

Piazza Santo Stefano

Болонья - 9 июня 2013 - Карина Мамалыго

В средневековом мире любая церковь, а, зачастую, и город, стремилась воспроизвести пространственно-временные координаты града Иерусалима времен земной жизни Христа.
Среди попыток запечатлеть сакральное пространство Святой Земли в Италии, есть одна, о которой следует сказать особо.
Это разновременный храмовый ансамбль Св. Стефана (Santo Stefano), именуемый также «Семь церквей» (Sette chiese), располагающийся в сердце Болоньи на Площади Св. Стефана (Piazza Santo Stefano).

Базилика Св. Стефана

Базилика Св. Стефана

Хотя, на самом деле, церквей только пять, и два внутренних двора, — весь архитектурный комплекс производит неизгладимое впечатление простыми и мощными формами раннехристианского и романского зодчества. Входя под высокие своды первой церкви, вы оказываетесь в пространстве, посвященном Распятию Христа.
Архитектура церкви Распятия (Chiesa del Crocefisso) датируется VIII в. и относится ко времени лангобардского владычества в Болонье.

Crocifisso su tavola di Simone dei Crocifissi
Распятие Христа, Симоне деи Крочифисси

 

 

Под алтарем, к которому ведет высокая и широкая лестница, располагается крипта, чей свод поддерживается колоннами: одна из них, по преданию, была высечена «в меру роста» Христа, и от цоколя до капители составляет 170 см.

К ее основанию прежде были приставлены каменные реликварии с частицами мощей святых Виталия и Агриколы, болонских первомучеников. Недавно здесь был раскрыт цикл фресок, посвященных их житию, а на северной стене, ближе к алтарной части, находится небольшая чудесная фреска начала XV в. «Снежная Мадонна» («Madonna della Neve”).

Madonna della Neve
Снежная Мадонна (Madonna della Neve)

 

 

 

Первая по времени постройки (и центральная по плану) церковь архитектурного комплекса Санто-Стефано была построена над источником языческого храма Изиды, существовавшего здесь с I в. н. э.

Эта октагональная снаружи и двенадцатиугольная внутри базилика Св. Гроба Господня (Santo Sepolcro), по преданию, построенная в V в. Св. Петронием, архиепископом и покровителем Болоньи, повторяет своими формами древнейшую Ротонду Воскресения (Анастасис) в Иерусалиме, разрушенную в 1009 г. Аль-Хакимом.

В центре болонской Ротонды располагается мраморная Голгофа, которая также напоминает собой Кувуклий («Сень») над Гробом Христа в Иерусалиме, более поздний, воссозданный христианами уже после разрушений 1009 г.

Basilica Santo Stefano, Chiostro con il Battistero in fondo
Базилика Св. Стефана: клуатр и Баптистерий

Голгофу опоясывает лестница, символизирующая восход Христа к месту распятия и увенчивает поздний крест, водруженный в XIX в. С V в. здесь помещалась гробница Св. Петрония, его мощи были обретены благочестивыми болонцами в XIII в. В 2000 г. мощи были перенесены в церковь Св. Петрония на площадь Пьяцца Маджоре, где прежде в реликварии хранилась только глава святого.

По окружности церкви располагаются колонны, мраморные и кирпичные, одна из них, выходящая из их строя, изваянная из черного мрамора, символизирует столб, у которого бичевали Христа. Стены базилики были украшены фресками XII в. на библейские сюжеты, кисти Берлингиеро ди Лука, но к сожалению, во время неудачной реставрации в XIX в., они были сняты со стен и перенесены в местный музей.

Из церкви Св. Гроба Господня следует переход в следующий храм, который древностью может поспорить с болонской Ротондой. В архитектурном плане он представляет собой классическую раннехристианскую базилику, с одним центральным и двумя боковыми пониженными нефами и алтарной частью.

В первые века христианства здесь были расположены захоронения многочисленных христианских мучеников. В 392 г. Св. Амвросий Медиоланский перенес в церковь мощи болонских первомучеников Св. Виталия и Св. Агриколы, принявших христианство и убитых при императоре Диоклетиане.

Martirio di Sant'Agricola
Мученичество Св. Агриколы

Эти святые мученики стали первыми покровителями города. В алтарной части храма располагаются древние саркофаги, по преданию, хранившие их мощи. На южной стене находится реликвия — деревянный крест, на котором, по преданию, был распят Св. Агрикола.

Осмотрев церковь святых Виталия и Агриколы, нужно пересечь по диагонали церковь Св. Гроба Господня и выйти в монастырский двор, в центре которого установлена «чаша Пилата», каменная емкость, на самом деле, предназначавшаяся для сбора приношений от прихожан. По правую руку от вас, в окне галереи вы увидите каменную фигурку «Петуха Св. Петра», изваянную в XIV в.

Catino di Ponzio Pilato
Чаша Пилата

После многочисленных реконструкций она представляет собой поперечный неф, состоящий из пяти капелл, в центральной из них хранится частица Истинного Креста, привезенная из Иерусалима во времена крестовых походов. Севернее, в следующей капелле представлена мощная и выразительная романская скульптура Св. Петра, с ключами от рая в деснице. В крайней северной капелле представлены деревянные скульптуры, изображающие сцену «Поклонения волхвов».
Считается, что это первые итальянские вертепы (presepi), созданные в XIV в., к ним восходит традиция украшать дома и церкви фигурками на Рождество.

Gallo di San Pietro
Петух Св. Петра

В крайней южной капелле в память о болонских солдатах, погибших во Второй Мировой войне, установлен венок из лавра, перевитый лентами в цвет национального флага. Стены базилики украшены фрагментами древних фресок, частично они перенесены сюда после реставрации из других базилик ансамбля Санто Стефано.

Южная дверь базилики Св. Троицы (della Santa Trinitа) ведет в монастырский двор, в центре которого вырыт старинный колодец. Отсюда легко войти в музей монастыря Св. Стефана, где в нескольких залах, в том числе в интерьере последней маленькой церкви делла Бенда представлены древние иконы и фрески, прежде участвовавшие в литургической жизни «Семи церквей».

Карта

СЕТЬ
×