Болонья - 9 июня 2013 - Карина Мамалыго
В средневековом мире любая церковь, а, зачастую, и город, стремилась воспроизвести пространственно-временные координаты града Иерусалима времен земной жизни Христа.
Среди попыток запечатлеть сакральное пространство Святой Земли в Италии, есть одна, о которой следует сказать особо.
Это разновременный храмовый ансамбль Св. Стефана (Santo Stefano), именуемый также «Семь церквей» (Sette chiese), располагающийся в сердце Болоньи на Площади Св. Стефана (Piazza Santo Stefano).
Хотя, на самом деле, церквей только пять, и два внутренних двора, — весь архитектурный комплекс производит неизгладимое впечатление простыми и мощными формами раннехристианского и романского зодчества. Входя под высокие своды первой церкви, вы оказываетесь в пространстве, посвященном Распятию Христа.
Архитектура церкви Распятия (Chiesa del Crocefisso) датируется VIII в. и относится ко времени лангобардского владычества в Болонье.
Под алтарем, к которому ведет высокая и широкая лестница, располагается крипта, чей свод поддерживается колоннами: одна из них, по преданию, была высечена «в меру роста» Христа, и от цоколя до капители составляет 170 см.
К ее основанию прежде были приставлены каменные реликварии с частицами мощей святых Виталия и Агриколы, болонских первомучеников. Недавно здесь был раскрыт цикл фресок, посвященных их житию, а на северной стене, ближе к алтарной части, находится небольшая чудесная фреска начала XV в. «Снежная Мадонна» («Madonna della Neve”).
Первая по времени постройки (и центральная по плану) церковь архитектурного комплекса Санто-Стефано была построена над источником языческого храма Изиды, существовавшего здесь с I в. н. э.
Эта октагональная снаружи и двенадцатиугольная внутри базилика Св. Гроба Господня (Santo Sepolcro), по преданию, построенная в V в. Св. Петронием, архиепископом и покровителем Болоньи, повторяет своими формами древнейшую Ротонду Воскресения (Анастасис) в Иерусалиме, разрушенную в 1009 г. Аль-Хакимом.
В центре болонской Ротонды располагается мраморная Голгофа, которая также напоминает собой Кувуклий («Сень») над Гробом Христа в Иерусалиме, более поздний, воссозданный христианами уже после разрушений 1009 г.
Голгофу опоясывает лестница, символизирующая восход Христа к месту распятия и увенчивает поздний крест, водруженный в XIX в. С V в. здесь помещалась гробница Св. Петрония, его мощи были обретены благочестивыми болонцами в XIII в. В 2000 г. мощи были перенесены в церковь Св. Петрония на площадь Пьяцца Маджоре, где прежде в реликварии хранилась только глава святого.
По окружности церкви располагаются колонны, мраморные и кирпичные, одна из них, выходящая из их строя, изваянная из черного мрамора, символизирует столб, у которого бичевали Христа. Стены базилики были украшены фресками XII в. на библейские сюжеты, кисти Берлингиеро ди Лука, но к сожалению, во время неудачной реставрации в XIX в., они были сняты со стен и перенесены в местный музей.
Из церкви Св. Гроба Господня следует переход в следующий храм, который древностью может поспорить с болонской Ротондой. В архитектурном плане он представляет собой классическую раннехристианскую базилику, с одним центральным и двумя боковыми пониженными нефами и алтарной частью.
В первые века христианства здесь были расположены захоронения многочисленных христианских мучеников. В 392 г. Св. Амвросий Медиоланский перенес в церковь мощи болонских первомучеников Св. Виталия и Св. Агриколы, принявших христианство и убитых при императоре Диоклетиане.
Эти святые мученики стали первыми покровителями города. В алтарной части храма располагаются древние саркофаги, по преданию, хранившие их мощи. На южной стене находится реликвия — деревянный крест, на котором, по преданию, был распят Св. Агрикола.
Осмотрев церковь святых Виталия и Агриколы, нужно пересечь по диагонали церковь Св. Гроба Господня и выйти в монастырский двор, в центре которого установлена «чаша Пилата», каменная емкость, на самом деле, предназначавшаяся для сбора приношений от прихожан. По правую руку от вас, в окне галереи вы увидите каменную фигурку «Петуха Св. Петра», изваянную в XIV в.
После многочисленных реконструкций она представляет собой поперечный неф, состоящий из пяти капелл, в центральной из них хранится частица Истинного Креста, привезенная из Иерусалима во времена крестовых походов. Севернее, в следующей капелле представлена мощная и выразительная романская скульптура Св. Петра, с ключами от рая в деснице. В крайней северной капелле представлены деревянные скульптуры, изображающие сцену «Поклонения волхвов».
Считается, что это первые итальянские вертепы (presepi), созданные в XIV в., к ним восходит традиция украшать дома и церкви фигурками на Рождество.
В крайней южной капелле в память о болонских солдатах, погибших во Второй Мировой войне, установлен венок из лавра, перевитый лентами в цвет национального флага. Стены базилики украшены фрагментами древних фресок, частично они перенесены сюда после реставрации из других базилик ансамбля Санто Стефано.
Южная дверь базилики Св. Троицы (della Santa Trinitа) ведет в монастырский двор, в центре которого вырыт старинный колодец. Отсюда легко войти в музей монастыря Св. Стефана, где в нескольких залах, в том числе в интерьере последней маленькой церкви делла Бенда представлены древние иконы и фрески, прежде участвовавшие в литургической жизни «Семи церквей».
Copyright © Next Asset Srl - P. Iva 03167241201